Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
8 Ав
5778
Шмини-Ацерет и Симхат-Тора
Мир еврейскими глазами

Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

U-jew
23 августа 2017, 10:59

Вот и лето прошло… Праздниками Шмини-Ацерет и Симхат-Тора завершается осенний праздничный цикл (22 день месяца Тишрей в Израиле, в диаспоре – 22-23 Тишрей; в 2015 году выпадает на 5-6 октября). Собственно говоря, в Эрец-Исраэль эти два праздника укладываются в один день, восьмой по счету с начала Суккот («Шмини Ацерет» так и переводится с иврита — «Собрание восьмого дня»), но в диаспоре, где каждый праздник длится два дня, у евреев есть возможность отметить каждый из праздников с чувством, толком, расстановкой и полагающимся весельем. В один день эти два праздника также отмечают в реформистском иудаизме.

Хотя Шмини-Ацерет наступает сразу же по окончании праздника Суккот это отдельный праздник, не связанный с Суккот (точнее связанный, но косвенно). Вот, что говорит по этому поводу Тора, откуда собственно и взято название праздника: «В восьмой (на иврите — «шмини») день у вас будет праздничное собрание (ацерет)». Наши мудрецы комментировали это так: «Слово «Ацерет» является изъявлением любви. Так отец, не желая расставаться с сыновьями, говорит им: «Задержитесь (ицру) еще на один день».

Каббалистическая книга «Зоар» говорит, что в последний день праздника Суккот, в день, который называется Ошана раба, выносится приговор всему живому — растениям, животным и т.д., а приговор окончательно скрепляется печатью на рассвете Шмини-Ацерет.

 

О том, как подготовиться к Шмини-Ацерет – читайте здесь

Во время Шмини-Ацерет читают молитву о дожде, а также поминальную молитву «Изкор».

 

О молитве «Изкор» можно прочесть здесь 

 

Подробности о молитве о дожде читайте здесь

 

О цикличности чтения Торы читайте здесь

 

Симхат-Тора (или как говорят европейские евреи Симхес-Тойре, «радость Торы») — праздник сравнительно молодой. Он не упомянут в Торе и установлен еврейскими мудрецами (причем, при своем появлении праздник назывался «День книги», так как в этот день отмечают окончание годового цикла чтения Торы и его же (цикла) новое начало).

Все дело в том, что Моше заповедал евреям читать Тору по субботам, правда не указал, что и в каких объемах следует прочитывать, так что две тысячи лет назад у евреев Вавилонии было принято прочитывать Тору за три года, в то время как евреи, жившие в Эрец-Исраэль, прочитывали ее за год. Мудрецы последующих поколений разделили Тору на 54 недельные главы, – по числу недель в високосном году, – таким образом, чтобы весь свиток можно было прочесть ровно за год. А день окончания/начала чтения стал праздником.

Завершают годичный цикл чтения Торы в Шмини-Ацерет, но за пределами Израиля это событие отмечается во второй праздничный день, который называется Симхат-Тора.

В день Симхат Тора во время утренней молитвы читают последнюю главу Торы, главу «Зот а-браха», вызывая за один раз множество людей, чтобы все присутствующие поднялись к Торе и приняли участие в чтении. Завершает годичный цикл чтения Торы хатан Тора («Жених Торы») — тот, кого приглашают к Торе для чтения последнего отрывка (обычно это раввин или другой уважаемый член общины). Завершают чтение Торы словами «хазак, хазак вэ нитхазек!» — «Мужайся, держись крепко!». Но чтение и изучение Торы никогда не прерывается ни на один час, поэтому сразу же после этого к Торе поднимается хатан Брейшит – человек, которому доверено открыть новый цикл чтения Торы с первых слов главы «Брейшит». В день Симхат Тора прочитывают только часть этой главы (про первые три дня Творения), а полностью главу «Брейшит» читают в субботу, следующую за Шмини Ацерет.

Подробнее о заповеди вызова к Торе читайте здесь

И дальше следует веселье, которое трудно описать, но в котором очень легко принять участие. И называется это веселье — «акафот».

Подробнее о веселье Акафот читайте здесь 

На первый взгляд, удивительно: на Симхат-Тора евреи всего мира веселятся и танцуют со свитками Торы, которую предписано изучать! Но если бы Симхат-Тора отмечали изучением или даже чтением Торы, это подчеркнуло бы разницу между евреями – между ученым и необученным. Когда мы танцуем со свернутыми свитками Торы, и ее содержание невидимо, тогда все мы – от величайшего из великих до простейшего из простых – радуемся вместе и наравне.

Некоторые законы и обычаи Шмини-Ацерет и Симхат-Тора

1.Вечером в синагоге после праздничной молитвы (маарив) выносят из арон а-кодеш – места хранения свитков Торы (самое святое место в синагоге) – все имеющиеся свитки и устраивают торжественную процессию-хоровод вокруг зала синагоги с песнями и танцами и с Торой в руках. Процессию повторяют семь раз – так что многие, если не все, имеют почетную возможность пройти круг со свитком Торы.

2.Вечером - праздничная трапеза (ее обычаи – как в первый день праздника Суккот).

3.Кидуш (благословение на плод виноградной лозы) во время трапезы можно делать только после наступления ночи.

4.В ночь Шмини-Ацерет и весь следующий день едят в Сукке, однако не произносят благословения

5.Утром после праздничной молитвы снова торжественная процессия, песни и танцы, а потом - очень торжественное и очень праздничное завершение чтения Торы. При этом если в обычную субботу вызывают к чтению Торы только взрослых (и мальчиков с 13 лет), то в этот день вызывают всех детей, и можно представить себе их радость.

6.Немедленно начинают читать первую еженедельную главу (Берешит, "В начале...").

7.Днем – последняя праздничная трапеза.

8.Вне Израиля, где установлена традиция день полного праздника (йом тов) отмечать два дня, содержание первого дня Шмини-Ацерет не включает специфики Симхат-Тора, а все обычаи Симхат-Тора приходятся на второй день Шмини-Ацерет.

9.Тот, кого приглашают к Торе последним — обычно это раввин или другой уважаемый член общины — завершает годичный цикл чтения Торы. Ему дается почетный титул Хсапан Тора («Жених Торы»). Вся община кричит ему: «Мужайся, держись крепко!» — этими словами принято завершать чтение Торы.

В день Симхат-Тора во многих местах принято, чтобы коэны благословляли народ во время дневной молитвы, но не во время молитвы Мусаф, поскольку при чтении Мусафа есть опасение, что благословляющие не будут трезвы.

Другие статьи

Последние статьи

Почему Ньютон не родился в Китае

проф. Авраам Кушлевский

Законы общественных постов

U-jew

Для чего нужен пост?

проф. Давид Флюссер

9 Ава: Что и как делать?

U-jew

Как работает сойфер, переписчик Торы?

Лейб-Нахман Злотник