Еврейский календарь
7 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Шабат – вкус грядущего мира
Мир еврейскими глазами

Шабат – вкус грядущего мира

U-jew
23 августа 2017, 11:05

Большая часть «современных» людей считают Шабат очень старомодным и непрактичным. Многие в индивидуализированном обществе вопрошают сегодня: если Шабат - день покоя, то почему я сам не могу для себя решить, что означает для меня покой, а что есть работа. К примеру, в Торе написано, что в Шабат нельзя зажигать огонь. Хорошо. Но работа в те времена отличалась от нашей деятельности сегодня. Зажигание огня в библейские времена требовало больших усилий и много времени. Сегодня для этого вполне достаточно одного движения пальца. Нажатие кнопки, и искра проскакивает. Свет горит, духовка включена. Почему это должно быть включено в разряд работы? Для религиозных людей Шабат в философском смысле тоже представляет определенные трудности. Ибо в противоположность другим праздникам, отмечаемым один раз в году, Шабат приходит еженедельно. Почему и зачем это необходимо? Более того, каждый праздник упоминается в Торе отдельно и самостоятельно. Однако, каждый раз, когда упоминается Шабат, непременно идет речь о предыдущих шести рабочих днях. Без шести рабочих дней вообще нет Шабата? А что произойдет, если шесть дней лежать на диване и не работать? Шабат тогда выпадает? Разумеется, нет. Ибо Шабат зависит от времени, а не от нас. Но остается вопрос: почему все же непременно упоминаются шесть рабочих дней?

 

Попытаемся ответить на этот вопрос с помощью аллегорического рассказа известного сефардского раввина Бен Иш Хая, помещенного в его книге «Мошель ве Нимшал». Речь там идет о некоем принце, приглашенном на торжественное празднество в соседнее королевство.

 

После долгого путешествия он оказался в прекрасном дворце. Затем он направился в большой зал, в котором должно было состояться торжество. Войдя в зал, он увидел, что все готово к началу праздника: оркестр на сцене, музыканты держат инструменты в руках, танцоры стоят в исходной позиции, столы накрыты, напитки ждут жаждущих гостей, сам король сидит уже на своем месте. Все были готовы, но праздник не начинался. Все чего-то ждали. После краткого мгновения двери открываются и один из слуг громко провозглашает: «Они идут, они идут!»

 

Внезапно четыре человека внесли тело. Воцарилась мертвая тишина. Никто не пошевелился и не произнес ни единого слова. Все смотрели только на тело. Через несколько минут безжизненное тело было вынесено, и праздник начался. Музыканты начали играть, танцоры танцевать, гости и король стали отмечать торжество. Изумленный принц обратился к королю с вопросом о смысле происходившей процедуры и получил неожиданный ответ. Король сказал: «Это очень просто. Когда мы видим это тело, мы осознаем, что все мы смертны. Мы понимаем, что некоторые из нас подобно этому мертвецу должны будут уйти в мир иной в недалеком будущем. Поэтому мы должны в полной мере насладиться жизнью. Это помогает лучше праздновать».

 

Бен Иш Хай говорит, что каждый человек приходит к мысли о том, что он смертен. Это знание может действовать на человека в двух направлениях. Либо он решает еще более наслаждаться жизнью, беря от нее все, что она может дать. Либо он осознает, что существует еще и мир иной, и он начинает делать все, чтобы заработать для себя в этом мире лучшее место.

 

Мудрецы сравнивают Шабат с будущим миром, ибо в этот день недели имеют то и только то, что заработали за предыдущие шесть дней. Едят лишь то, что купили и приготовили в течение прошедшей недели, ибо и то, и другое в Шабат запрещено. Если даже забыли включить освещение в одном из помещений, то оно остается весь Шабат темным. В Шабат не должно быть создано ничего нового. Именно такие правила относятся к миру грядущему. Там можно наслаждаться лишь тем, что наработали в тяжкие будни мира сего. Изменить там нельзя ничего.

 

Рассказывают историю о Гаоне из Вильны, который горько плакал за несколько дней до своей кончины. Ученики Гаона спрашивали его о причине его слез. Они были уверены, что этот праведник обеспечил себе достойное место в мире ином. Другим следовало беспокоиться, но не ему. В ответ на вопросы учеников Гаон указал на кисти своего молитвенного покрывала Талеса и сказал: «Здесь, на этом свете я безо всякого напряжения шаг за шагом выполняю столь великую заповедь Торы, как эта, и благодаря этому, расту и развиваюсь духовно. Там же у меня этой возможности не будет, и я навсегда останусь на одном и том же уровне».

 

Именно это и является причиной того, что Шабат в Торе всегда находится в совокупности с шестью будничными днями, и что работать в Шабат запрещено. Это должно всегда напоминать нам, что существует будущий мир, и что заработать там для себя надлежащее место можно только в мире этом. Знание этого столь велико, что абсолютно недостаточно напоминать нам об этом один только раз в году. Поэтому мы и отмечаем Шабат иначе, чем остальные праздники - каждый раз заново.

 

Автор: р. Авраам Ицхак Радбиль


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти