Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Шабат в Антарктиде
Мир еврейскими глазами

Шабат в Антарктиде

U-jew
23 августа 2017, 11:08

Пятница, восьмое января 2017 года. Вечереет, однако солнце светит вовсю — в Антарктиде полярный день. Ну и как прикажете отмечать Шабат в таких условиях? Здесь, на американской полярной станции «Макмердо», Солнце в последний раз садилось за горизонт в августе, полярный день длится до конца февраля. За исключением коротких переходных периодов, ледяной континент либо погружен в тьму, либо солнце сияет круглые сутки.

 

Незаходящее солнце создает определенные проблемы для сотрудников станции. Например, солнцезащитные очки приходится носить круглые сутки. Но это все пустяки по сравнению с проблемой тех сотрудников, которые соблюдают Шабат, начало и окончание которого зависят от положения Солнца и звезд. «Одно из предназначений субботних свечей — быть источником света в темноте. Но ведь у нас не бывает темноты до февраля», — рассказывает Дик Хейман.

 

Дик организовывает на станции встречу Шабата, на которую приходят как евреи, так и неевреи. На станции постоянно находятся 1100 человек, это крупнейший «населенный пункт» на континенте. 64-летний Хейман родился в Нью-Йорке в семье еврейских беженцев из нацистской Германии. На полярной станции он работает инженером по связи, и это его первый сезон в Антарктиде. Хотя он не особенно религиозен, здесь, на полюсе, Шабат напоминает ему о доме и родных, оставшихся в Колорадо. Хейман основательно готовится к Субботе: для членов своей крохотной конгрегации он напечатал молитвенники и собственноручно выпекает халы. Всего на базе работают 20 евреев, но лишь восемь из них участвуют во встрече Шабата. Большинство слабо разбираются в еврейской традиции, поэтому мужчине приходится постоянно комментировать и объяснять свои действия.

 

Он не первый, кто столкнулся с проблемой определения начала и конца Шабата во время полярного дня или полярной ночи. Еще в XVIII столетии Виленский гаон постановил, что в подобных сложных случаях следует ориентироваться на иерусалимское время. Однако, по мнению многих раввинов, это правило распространяется только на территории, смежной с Землей Израиля. К Антарктиде же этот закон неприменим.

 

В подобной неопределенной ситуации, по мнению ряда раввинов, следует полагаться на собственную интуицию. Хейман считает так же: «У евреев ведь никогда не было кого-то типа римского папы. В ряде случаев общины принимали решения самостоятельно». Поэтому он принял решение руководствоваться расписанием той еврейской общины, которая географически ближе всех расположена к их станции. Этому условию удовлетворяет община новозеландского города Крайстчерч. Поэтому Хейман и его община решили жить по крайстчерчскому времени (+12 часов GMT). Благодаря этому молитва «Маарив» начинается в середине дня, а не десятью часами позже, как это было бы, если бы община жила по иерусалимскому времени (+2 часа GMT).

 

Главное для Дика — сохранить «дух Шабата». И важным фактором создания подлинной атмосферы является традиционное меню: на столе появляются хала, кошерное вино, фаршированная рыба, картофельные оладьи-латкес и жареная курица. Мужчина не знает, проводятся ли подобные субботние службы на других станциях. Однако он надеется, что его Шабаты завоюют более широкую популярность: «Я уверен в одном — в Антарктиде гораздо больше евреев, чем эти восемь, которые приходят к нам».

 

Материал подготовил Николай Лебедев для jewish.ru

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти