Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Семь благословений - семь дней пира
Мир еврейскими глазами

Семь благословений - семь дней пира

U-jew
23 августа 2017, 10:50

Еврейская свадьба - очень сложный и многогранный обряд. В один обряд уложено и упаковано то, что во времена Талмуда (II-VI вв.) длилось не менее года. Основная задача, которую преследовали наши законодатели, - максимально упростить и облегчить процедуру вступления в брак. При этом они прекрасно понимали, что ни один из элементов обряда не должен быть отменен или забыт. И, слава Б-гу, так оно и получилось. На самом деле есть всего лишь два элемента в еврейской свадьбе: кидушин (или эрусин, обручение) и нисуин. Кидушин - освящение, когда жених вручает невесте кольцо, нисуин - когда невесту заводят под хупу (свадебный балдахин) в присутствии двух свидетелей, где ее ждет жених. Проблема в том, что эти два обряда своими элементами очень переплетены, и в обычном обряде, который вы наблюдаете со стороны, невозможно определить несведущему человеку, что к чему относится. Получается круговорот: этот элемент от кидушин, этот от нисуин, этот опять от кидушин и т.д. Поэтому всегда необходимо строго соблюдать то, что говорит раввин, иначе вы просто рискуете не пожениться.

 

Хупа, кольцо, и вроде бы вы женаты, однако семь благословений, шева брахот, будет еще с вами целых 7 дней, а, в принципе, могли быть весь год. Но, чтобы не утруждать еврейскую общину, мудрецы Талмуда остановились на 7 днях. Впервые намек на то, что надо произносить эти благословения, мы находим в Торе в главе «Хаей Сара». Когда отпускают будущую жену нашего праотца Ицхака - Ривку ее родственники, среди которых был будущий хозяин Якова - Лаван, дают ей благословения. Звучит это так: «И благословили они Ривку, и сказали ей: Сестра наша! Ты стань тысячами (и) мириадами...» Имеется ввиду: «Чтобы тебе и твоему потомству принять благословение, которое дано Аврааму на горе Мория: «и умножу, умножу потомство твое...»". Да будет воля Его на то, чтобы это потомство произошло от тебя, а не от другой жены». Вот он, первый пример еврейской традиции, как надо женить молодых, и указание для нас, что надо говорить благословения. Тора естественно не ограничивается только этим примером. В «Мегилат Рут» описывается, как Боаз женился на Рут. И в тот момент, когда он приобретает свою жену, ему все окружающие его родственники наперебой начинают давать благословения. Двух этих случаев хватило для того, чтобы установить нашими мудрецами обязательное благословение молодоженам. Все до единой формулировки каждого благословения приведены в Талмуде. Каждое из них обосновано и является неотъемлемой частью обряда бракосочетания.

 

Все начинается с вина, ибо без него нет веселья. А какая свадьба без веселья? «Благословен Ты, творящий плод виноградной лозы!» - говорит раввин и дает отпить каждому из молодоженов. Далее в бокал добавляют вина. И вот начинаются свадебные благословения. На самом деле, как вы можете догадаться, их всего шесть. Самое первое - благословение на вино. О том, что благословение надо говорить, выпив вина, мы тоже находим в Торе. В момент, когда Ицхак хотел дать благословение Яакову, он попросил у него вина, выпил и начал благословлять. Все благословения идут по восходящей. С какой бы стороны мы не смотрели на них - они похожи на ступеньки, помогающие нам шаг за шагом подняться к главному - поблагодарить и пожелать. Поблагодарить в полной мере Вс-шнего и пожелать молодоженам. Первое благословение вообще не говорят для молодоженов, его говорят для собравшихся вокруг людей. 

 

 

«Благословен Ты ... сотворивший все во славу Свою!» - так звучит второе благословение. Внимательно всмотритесь в эти слова, вдумайтесь и почувствуйте. За что мы благодарим Вс-шнего? За то, что создал не только нас, но и все миры над и все материальное под нами. Откройте Тору и почитайте, с чего начинается ее повествование? С создания мира. Хронология всех событий, описанных в Торе, будет досконально соблюдена во всех благословениях. Второе благословение, как вы видите, не совсем направлено на молодоженов.

 

«Благословен Ты... Создатель человека!» Обратите внимание, речь опять-таки напрямую не идет о женихе и невесте, речь идет о человеке, первом человеке. Адам - так называет Тора того самого первого человека, который был создан самым последним из всех творений Вс-шнего на земле. Создали изначально его бесполым. Вернее, и мужчина, и женщина были единым целым. Впоследствии, как вы знаете, их разделили. Относительно этого благословения следует добавить и то, что оно не зря стоит третьим по счету. Первым нашим праотцом был Авраам, вторым - Ицхак, ну а третьим - Яаков. У каждого из них были жены, семьи и, соответственно, дети. Однако только все дети одного нашего праотца Яакова продолжили путь своего отца, т.е. путь еврейской традиции. Ишмаель, родившийся от Авраама и Эйсав, родившийся от Ицхака, пошли по другому пути. Этот факт говорит о красоте и гармонии, царившей в его семье. И, произнося третье благословение, мы говорим о красоте и гармонии, которые Всевышний создал в человеке.

 

«Благословен Ты, ... создавший человека в образе Своем - по образу и подобию Своему построил Ты его и воздвиг для него из плоти его строение вечное. Благословен Ты ...Создатель человека!» Четвертое похоже на третье. Заканчивается одинаково: «Создатель человека». Однако в четвертом говорится о том, что Адам, первый человек, получил жену, т.е. мы благодарим Вс-шнего за то, что Он создал женщину. Интересно, что именно с этого благословения мы, наконец, начинаем благословлять молодоженов, и это первое благословение для них.

 

«Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости ее сыновья. Благословен Ты... веселящий Сион его сыновьями!» Это благословение попало в шева брахот не случайно. Дело в том, что мы должны помнить постоянно о том, что Храм разрушен, даже на свадьбе, но вы обратите внимание на форму. Мы надеемся, что скоро Храм будет восстановлен, а Иерусалим (именно он подразумевается под бесплодной женщиной) будет ликовать и радоваться этому. В этой молитве жених и невеста уподобляются первым людям, сотворенным Вс-шним и жившим в райском саду. И это благословение может быть лишь предпоследним. Обратите внимание, жених и невеста стоят отдельно. Вроде собрались их поженить, а поставили отдельно? Правильно, наши комментаторы объясняют: в данном случае мы даем благословение каждому в отдельности - отдельно жениху, отдельно невесте. Сразу же в следующем благословении мы увидим формулировку: «веселящий жениха с невестой».

 

Седьмое благословение - просто прекрасный шедевр. Посмотрите на него, оно состоит ровно из 50 слов, в нем упомянуты 10 слов, означающих веселье, мир и дружбу, 5 слов, означающих только типы веселья. Думаю, что все очень похоже, и многим из Вас известно, что 50 - ворот мудрости, 10 заповедей на горе Синай, а вот 5 - этого количество голосов, которыми давалась Тора, и все это голоса веселья. Посмотрите на него: «Благословен Ты, ... сотворивший веселье и радость, жениха и невесту, ликование, пение, торжество и блаженство, любовь и братство, мир и дружбу. Вскорости ... зазвучат в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующие возгласы в честь женихов, стоящих под хупой, и песни пирующих юношей. Благословен Ты, ... веселящий жениха с невестой!» Описать каждый тип веселья можно лишь в отдельной статье. Но по секрету скажу вам, что жених и невеста в этом благословении не просто те самые молодожены, которые перед нами, это еще еврейский народ и Вс-шний, где еврейский народ выступает в образе невесты.

 

Что главное на еврейской свадьбе? Ну, конечно же, не трапеза. Хотя без нее обойтись нельзя, и вообще надо веселить жениха и невесту. Хупа свернута, кольцо надето, что дальше? Дальше вместе с женихом и невестой на целых семь дней останутся шева брахот. Кто нам рассказал о том, что так надо делать? Тот самый Лаван, который был дядей Якова и братом Ривки. Когда Яков праздновал свою первую свадьбу и на утро определил, что вместо Рахель его женой оказалась ее старшая сестра Лея, он пришел с претензиями к Лавану, на что тот ответил: «Заверши неделю этой, и дадим мы тебе также и ту...». Т.е. закончи семь дней пира свадьбы с Леей, а потом начинай работать за Рахель. Лаван не одинок в своем упоминании о семи днях пира.  Каждый раз, когда они присутствуют на какой-либо трапезе, по ее окончании следует в присутствии минимум 10 мужчин (миньян), и чтобы среди них был один новичок, т.е. человек, до тех пор еще ни разу не принимавший участия в веселье по поводу этой свадьбы. Произносятся эти семь благословений, несущие добро и мир не только молодоженам, но и всему еврейскому народу.

 

Автор: Исроэль Немировский

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти
Мессия. Энциклопедия иудаизма