Есть на Подолье парочка удивительных штетлов. Не, понятно, что удивительными штетлами Подолья уже никого особо и не удивишь, но эти стоят особняком. Старинное местечко Чечельник и возникшее около него позже село Рогузка-Чечельницкая в конце XVIII - начале XIX веков по очереди успели побыть административными центрами уезда, и в этом, в общем-то, ничего необычного нет. А вот интересно здесь то, что уездный город носил всегда одно и то же имя - Ольгополь. И это имя "переезжало" вместе со статусом города!
Местечко Чечельник получило городские права еще в 1635 году от польского правительства. Известно постановление сейма, согласно которому все купцы, везущие вина из Молдавии и Валахии, обязаны были проезжать через Чечельник. Невыполнение указа грозило штрафом и конфискацией товара.
Евреи жили в Чечельнике с начала 17 века. Раввин Шмуель Файвиш бен Натан, автор хроники времен хмельниччины "Тит Гаявен" ("Непролазная грязь"), в своей работе упоминает об уничтожении еврейской общины города Чельник - по всей видимости, имелся в виду именно Чечельник.
По переписи населения 1765 года в местечке было зарегистрировано 545 евреев. Эпидемия чумы, свирепствовавшая на Подолье в 1770-1771 гг., а также нападения гайдамаков значительно сократили численность общины - в 1776 году здесь проживало только 183 еврея; однако, к концу 18 века, еврейское население вновь выросло. В большой мере способствовало этому изменение статуса местечка, вызванное, в свою очередь, глобальными политическими изменениями.

В 1793 году, после Второго раздела Речи Посполитой, Чечельник, как и все Подолье, оказался под властью Российской империи. Во время поездки по свежеприобретенной территории Екатерина ІІ изъявила желание переименовать один из поселков в честь своей внучки, великой княжны Ольги Павловны. Подсунуть какое-нибудь забитое село императрице не рискнули, поэтому выбор пал на самое большое местечко края. Так Чечельник стал Ольгополем. В 1795 году был организован новый уезд, центром которого, естественно, стал облюбованный царицей Чечельник-Ольгополь.
Но недолго музыка играла, недолго фраер танцевал... В 1812 году уездный центр вдруг было решено перевести в соседнюю Рогузку. Скорее всего, инициатором такого решения стал генерал-фельдмаршал Иван Гудович, которому Чечельник принадлежал до получения почти столичного статуса. Вероятно, генерал и уговорил императора Александра вернуть ему бывшие владения - к тому времени Гудович был московским градоначальником, членом Государственного совета и сенатором, то есть - имел весьма большое влияние. Именно в Чечельнике он и доживал свои дни. Таким образом, Рогузка-Чечельницкая неожиданно становится уездным городом Ольгополем, а Чечельнику возвращается его историческое название и статус частновладельческого местечка.
Тем не менее, краткосрочное пребывание уездным центром дало толчок дальнейшему развитию Чечельника. И как это не парадоксально, но именно благодаря понижению статуса города значительно увеличилась численность его еврейской общины. В уездном центре большое количество евреев не приветствовалось, и чиновники старались всевозможными способами ограничить их переселение. После переноса государственных организаций в новый Ольгополь в уезде сложилась интересная ситуация - провинциальный Чечельник оказался самым крупным и развитым поселением региона, а уездный центр, хоть и был уже Ольгополем, по уровню развития пока еще оставался Рогузкой... Неудивительно, что многие евреи устремились в Чечельник. По ревизии 1847 года в местечке проживало 3429 евреев, в 1897 году - 3388 евреев из примерно 8 тысяч общего количества жителей.

Кроме того, большую роль в развитии еврейской общины сыграло то, что Чечельник в середине 19 века стал довольно значительным центром хасидизма. Здесь основал свою резиденцию один из самых известных хасидских цадиков того времени рабби Моше Цви Гитерман из Саврани - Савранский Ребе. Несколько поколений потомков р. Моше Цви были раввинами в Чечельнике, а Савранская хасидская династия существует и сегодня, ее духовный центр располагается в Иерусалиме.

В 1910 году в Чечельнике была Большая синагога и 4 клойза, в которых молились хасиды или объединения ремесленников; каждый такой молитвенный дом имел свое собственное "духовное правление".
В мае 1919 года Чечельник был занят одной из многочисленных банд. Бандиты сообщили местным крестьянам, что якобы в соседнем местечке Ободовка евреи убивали украинцев, и во избежание повторения ситуации всех евреев необходимо уничтожить. Евреев согнали на рыночную площадь, однако крестьяне пожелали удостовериться, что случилось в Ободовке. Когда же выяснилось, что там произошел погром, в котором погибло несколько сотен евреев, местные жители отказались убивать своих соседей. Тем не менее, бандиты убили 17 человек и разграбили еврейское имущество.
После установления советской власти в Чечельнике был создан еврейский поселковый совет.
В 1920 году в Чечельнике в еврейской семье родилась известнейшая бразильская писательница Клариси (Хая Пинхасовна) Лиспектор. Мировую известность принесли ей романы "Страсть, согласно G.H.", "Город в осаде", "Час звезды" и многие другие.

В 1939 году в местечке проживало 1327 евреев - 66% всего населения.
Во время нацистской оккупации в Чечельнике было создано гетто, в которое согнали более тысячи местных евреев, а также евреев из штетлов Кодыма и Песчанка. Осенью 1941 года сюда пригнали еще около тысячи евреев, депортированных из Бессарабии и Буковины. Чечельник располагался на территории Транснистрии - румынской оккупационной зоны, поэтому массовых акций уничтожения здесь не проводилось. Тем не менее, убийства периодически происходили, люди умирали от голода и эпидемии тифа. Румынские евреи были намного богаче местных, имели золото и ювелирные изделия - эти драгоценности давались в качестве взяток румынской администрации, часто спасая всех жителей гетто. После 1943 года напуганные Сталинградом румыны стали пропускать в гетто материальную помощь, передаваемую из Бухареста.
В гетто действовала подпольная группа, осуществлявшая связь с партизанами.
После войны общинная жизнь в местечке восстановилась, но евреи стали постепенно выезжать в Израиль, США и другие страны. В 1950 г. умер последний "чечельнике ребе" - рабби Борух, праправнук рабби Моше Цви из Саврани. Сегодня евреи в Чечельнике не проживают.

Еврейское прошлое местечка нашло отражение в местных топонимах.
А как же обстояли дела в уездном центре? Несколько еврейских семей проживали в Рогузке и до получения высокого статуса. После превращения Рогузки в уездный город Ольгополь еврейская община, естественно, росла вместе с местечком. В 1834 году здесь проживало 217 евреев. Община, как и все местечко в целом, была очень бедной и даже не имела своей синагоги. Ольгополь из-за этого имел соответствующее прозвище - Голополь...
Постепенно Ольгополь развивался, росло и благосостояние еврейской общины. В 1860 году из 4281 жителя города 716 были евреями. В Ольгополе открылось казённое еврейское училище первого разряда, был хедер, в 1889 году уже действовали 3 синагоги - "Алтер клойз" ("Старая синагога"), "Бейс-мидраш" и "Най клойз" ("Новая синагога")


Евреи Ольгополя занимались ремеслами, в их руках сосредоточилась практически вся торговля. Еще одним распространенным видом деятельности евреев был извоз - Ольгополь находился далеко от железной дороги, и услуги местных "маршруток" мощностью в 1-2 лошадиные силы были весьма востребованы.
Большая часть разнообразных предприятий и магазинов также принадлежали евреям, среди них - склады леса, пивоваренный завод, одна из двух типографий, все 7 заездов и постоялых дворов, обе часовые мастерские, единственная чайная, оба фотоателье и многие другие. На 1 января 1896 года в городе проживало 10322 жителя, из них 3820 евреев.

В Ольгопольской тюрьме сидел небезизвестный Устим Кармалюк, о взаимоотношениях которого с евреями мы писали в одной из недавних статей.
После установления Советской власти в местечке открылась четырехклассная еврейская школа, в которой преподавание велось на идиш. В 1930-х годах был создан еврейский колхоз. Вместе с тем, в 1921 году центр уезда был перенесен в Бершадь, а спустя 2 года Ольгополь лишился статуса города. Некоторое время он еще оставался административным центром Ольгопольского района, который вскоре был объединен с Чечельницким. Районным центром стал Чечельник. Так повернулось колесо истории, и Ольгополь вернулся под юрисдикцию своего старшего соседа. В этот раз, правда, обошлось без переименований, что довольно странно - идеологически неправильные названия большевики меняли очень быстро. Вероятно, Ольгополь остался единственным населенным пунктом в СССР, носящим имя члена царской династии Романовых... Понижение статуса и превращение в село, естественно, не могло не повлиять на еврейскую общину Ольгополя. К 1939 году в бывшем уездном городе проживало всего 660 евреев - 11% всего населения.

Во время оккупации румынская администрация создала в местечке гетто, в которое были заключены все местные, а также евреи из местечка Балта и несколько сотен депортированных из Бессарабии и Буковины. Зимой 1941 года многие умерли от вспыхнувшей эпидемии тифа. В 1943 году в гетто содержалось всего около 700 человек. Некоторое время в Ольгополе квартировала итальянская воинская часть; итальянцы приносили в гетто продукты питания, кормили голодных детей.
После войны выжившие евреи эмигрировали, остались лишь в бывшем местечке лишь несколько семей. Последняя проживавшая в Ольгополе еврейка умерла за 2 месяца до приезда нашей экспедиции в августе 2012 г.

Использован материал:
- В.Лукин. 100 еврейских местечек Украины. Подолия, вып.2
- Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.