Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Считаются ли цдакой расходы на содержание семьи?
Мир еврейскими глазами

Считаются ли цдакой расходы на содержание семьи?

U-jew
23 августа 2017, 11:11

1. Обеспечение детей. Согласно еврейскому закону отец обязан обеспечивать своих маленьких сыновей и дочерей и оплачивать расходы на их лечение, если они заболевают, поэтому он не имеет права брать деньги на такие расходы из денег, отделенных на маасер.

2. Маленький и большой. Возраст, до которого ребенок считается маленьким, по определению наших мудрецов - 6 лет, поэтому некоторые мудрецы считают, что расходы на ребенка старше 6 лет считаются цдакой и часть денег на них можно взять из маасер. Можно как минимум, вычесть эти расходы из общей суммы доходов перед тем, как исчислять сумму маасер.

3. Мнение большинства раввинов. Однако на практике большинство раввинов не согласны с этой точкой зрения и считают, что отец обязан кормить своих детей как минимум до достижения ими 18 лет. В таком случае указанные расходы не являются цдакой. Особенно это относится к современности, когда законы государства обязывают родителей к этому. Однако расходы на детей, которые по законам государства не являются обязательными (как, например, частное медицинское обслуживание), могут быть покрыты из денег, отделенных на маасер. Существует также мнение, согласно которому отец обязан содержать своего сына до тех пор, пока тот не женится и не покинет родительский дом – в этом случае все расходы отца на его содержание не являются цдакой. Ребенка старше 18-ти лет, который является бедняком, обязана содержать вся община, и эта обязанность лежит на его отце в той же степени, что и на всех остальных евреях. В первую очередь, речь идет о расходах на свадьбу или на лечение. Если отец обеспечивает такого сына и помогает ему провести свадьбу, это считается исполнением заповеди давать цдаку и часть средств на такие расходы он может взять из денег, отделенных на маасер.

4. Богатый отец. Согласно всем мнениям, если отец богат, то он обязан продолжать обеспечивать все нужды своих детей, даже если те уже выросли (до достижения детьми возраста 18 лет или до их свадьбы). Если отец отказывается это делать, то его заставляют обеспечивать существование своих детей и оплачивать расходы на их лечение.

5. Плата за обучение. Так как отец обязан обучать своего сына Торе, он не имеет права покрыть расходы на обучение детей из денег маасер. Если же речь идет о взрослом ребенке, который может учиться самостоятельно, то расходы на его обучение могут быть покрыты из этих средств.

6. Плата за обучение в ешиве. Часть платы за обучение сыновей в ешиве, которая действительно считается платой за обучение Торе, также можно покрыть при помощи денег, отделенных на маасер. Расходы же на материальные нужды отец, согласно закону страны, обязан взять на себя до достижения сыном возраста 18 лет.

7. Взрослые дети. Человеку, обеспечивающему своих взрослых детей старше 18 лет, которые являются бедняками, это засчитывается как исполнение заповеди давать цдаку. Некоторые мудрецы полагают, что цдакой считается ситуация, если дети не совсем бедняки, но отец дает им деньги, чтобы приблизить ко Вс-шнему - чтобы сыновья учили Тору, а дочери вели себя, как праведные еврейские девушки.

8. В наше время. В наше время, когда общепринято, что родители содержат своих неимущих детей до их свадьбы, если у тех нет возможности обеспечивать себя самим, некоторые мудрецы считают, что нельзя покрывать эти расходы при помощи денег маасер.

9. Обучение дочерей. Что касается платы за обучение дочерей в частной еврейской школе, обучение в которой основано на Торе, то часть расходов, связанных с изучением Торы и ее заповедей, можно покрыть из денег маасер. Tврейский законоучитель РаМБаМ писал о том, что одним из видов исполнения заповеди цдаки является обучение дочерей вести себя согласно законам Торы.

10. Внук. Тот, кто растит сироту в своем доме, а также тот, кто воспитывает внука, может покрыть расходы на их содержание при помощи денег маасер.

11. Свадьбы детей. Деньги на свадьбу, которые отец дает своему сыну или дочери, если они считаются бедными, являются деньгами, которые дают на цдаку.

12. Накопительный фонд на свадьбу. Если человек копит деньги на свадьбу своего ребенка или брата и сестры, до сих пор не достигших возраста женитьбы, то это считается исполнением заповеди цдаки (так же, как человек может оставлять деньги, отделенные на цдаку, у себя, а через некоторое время отдать их бедняку). Цдакой также считаются деньги, накопленные для молодоженов на первое время после свадьбы, чтобы молодой муж мог спокойно учить Тору, не выходя сразу на работу.

13. Женатый сын. Если женатый сын посвящает все время изучению Торы, то на его отце лежит заповедь его обеспечивать. Расходы на это можно взять из денег маасер.

 

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти
Мессия. Энциклопедия иудаизма