Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
8 Ав
5778
С высот достоинства: обувь и цниют
Образ жизни

С высот достоинства: обувь и цниют

Хая Ривкин
23 августа 2017, 11:10

Представим, что я нахожусь на необитаемом острове. Необязательно с тропическим климатом, можно и с умеренным. Место спокойное, ухоженное. Еды вдоволь, хищники не донимают. Свободного времени избыток, гуляю себе по ровным тропинкам, любуюсь пейзажами.

 

Скажите честно, вы можете меня вообразить расхаживающей там в одиночестве в туфлях на высоком каблуке? Если вам сложно представить меня, можете ли вы представить себя в такой ситуации? У меня почему-то картина не складывается. И действительно, любой, кто считает себя хоть немного понимающим в вопросах стиля, скажет, что есть случаи, в которых «просто необходимо» носить обувь на высоком каблуке. Одинокие прогулки в такие случаи не входят. Тем более на необитаемом острове, вдали от людей – «Кто ж меня увидит? Перед кем красоваться?». Что-то подсказывает мне, что слово «красоваться» пришло вдруг на ум вовсе не случайно…

 

Для чего же существует обувь на высоком каблуке? Кроме того, что она исправно поставляет новых пациенток для ортопедов, у неё в рамках окружающей нас цивилизации имеется некая функция. Функцию эту могу обозначить примерно так: приподнять нас повыше, удлинить ноги и привлечь к ним внимание, превратить нашу походку в неестественную и раскачивающуюся, ну и заодно сделать так, чтобы из-за стука каблуков каждый наш шаг был слышен на расстоянии. Возможно, что-то я в этом списке пропустила, так что можете меня дополнить[i]. А если что-то кажется в этом списке излишним, предлагаю проверить это путём простого и вовсе не научного эксперимента: просто понаблюдать за женщинами на каблуках. И подумать, ради чего они их носят. Заранее предупреждаю, что размышления о смысле обыденных явлений могут с непривычки быть сбивчивыми, но пусть нас это не останавливает.

 

Каблуки родились не в последнее столетие, когда распространились «шпильки», и даже не в средневековье, когда венецианские дамы, поддерживаемые служанками, расхаживали на полуметровых платформах по уличным нечистотам, а низкорослые короли и вельможи прибавляли себе важности при помощи нескольких дополнительных сантиметров. История высокой обуви прослеживается гораздо глубже.

 

Упоминается высокая обувь и в наших источниках. Причём упоминается вовсе не в положительном свете. В последних двух статьях мы говорили о некоторых деталях пророчества Йешаяу, в частности, о косметике и парфюмерии. Пророк говорит, среди прочего, также о и недостойной обуви женщин, ставшей причиной разрушения. Пророчество это было записано не только для того, чтобы мы знали о неких печальных исторических фактах, но и для того, чтобы мы не повторяли ошибок наших предков. О результатах ошибок можете самостоятельно почитать в третьей главе книги Йешаяу, предпочтительно с комментариями.

Что там сказано про обувь? Пишет пророк среди прочего про поведение женщин так: «увараглейэн теахасна»[ii]. Среди комментаторов есть несколько объяснений, что значит «теахасна». Рассмотрим три толкования.

 

Во-первых, говорят, что это «узорная обувь». Например, с бросающимися в глаза рисунками и украшениями, раскрашенная в яркие цвета. Действительно, украшения и узоры всегда заметны, а если поместить их на ноги, находящиеся в постоянном движении, они начнут просто мелькать и привлекать невольное внимание ещё сильнее.

 

Во-вторых, толкуют, что это деревянная обувь, издающая стук при ходьбе. Не стоит преждевременно радоваться, что деревянная обувь нам не грозит (если, конечно, мы не ходим в голландском национальном костюме с соответствующими башмаками). Место дерева прочно заняли пластик и металл, выбивающие дроби по тротуару иногда даже с более оглушительным успехом. Понятно, что лишь немногие сознательно выбирают такой вид обуви с чёткой целью ходить по улице и специально стучать каблуками при каждом шаге. Но даже если это происходит по недосмотру, это нескромно. Скромный человек – это тот, кто не возвещает о своём присутствии. И тем более женщина, когда она находится вне дома, среди чужих людей.

 

Ну и в-третьих, есть комментарий, что это высокая обувь, с вопроса о которой мы сегодня начали разговор. Настолько высокая, что она влияет на походку и бросается в глаза своей высотой. Да-да, именно та, от которой вечером болят ноги, а уже днём на лице появляется задумчивое выражение.

 

Из вышеперечисленных комментариев выводятся конкретные законы, касающиеся нашей обуви. Как и прочие законы, данные алахот находятся в сответствующей литературе. И если с ними не ознакомиться, можно по ошибке и незнанию продолжать идти по жизни, вихляя и стуча набойками…

 

И пусть нас не собьёт с толку мысль, что обувь – это где-то там на конце ноги, занимает небольшое место в пространстве и почти что не заметна. Обувь играет роль в нашем облике[iii], а особенно она заметна, если она не отвечает законам скромности.

 

Автор: Хая Ривкин, г. Брахфельд, Израиль

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь

 


 

[i] Дополнения, жалобы и предложения можно направлять в редакцию (redactor@ujew.com.ua) на моё имя.

[ii] Переводится разными переводчиками по-разному, в зависимости от выбранного за основу комментария; например, «ногами своими гневили», «бряцали своими ножными украшениями» или «ногами своими отравляли».

[iii] Если бы внешний вид обуви не играл столь значительной роли, то и обувные магазины не были бы наполнены разнообразными моделями и цветами. Не было бы и меняющейся моды на обувь.

Другие статьи

Последние статьи

Что обуть 9 ава?

Наталья Шульман

«А идише мамэ»

рав Берл Лазар

Что мы оставляем нашим детям

U-jew

Этично ли обзаводиться семьей, не имея дохода

U-jew

Еврейская мода. Самые известные женщины-дизайнеры

Наталья Шульман