Примечательно, что согласно статистическими данным, сегодня число евреев, вернувшихся к своей религии, значительно превышает число отвернувшихся от Веры отцов. Германия, например, относится к кругу стран, в которых очень многие, и в первую очередь из молодых людей, нашли свой путь назад к иудаизму. Процесс обращения к религии протекает, однако, очень медленно. И, напротив, очень часто люди, отходящие от религии, теряют всякую связь со своими корнями в течение кратчайшего времени. Почему и, прежде всего, как можно так быстро перейти от одной крайности в другую? Как можно в течение кратчайшего времени совершить и пережить столь колоссальное духовное падение?
Попытаемся ответить на эти вопросы с помощью раввина Хаима Шмулевича. В своей книге «Сихот Мусар», посвященной проблемам этики, он анализирует разделы Торы, имеющие определенное подобие с рассматриваемыми нами проблемами. К примеру, случай, когда народ Израиля сразу после Исхода из Египта, после неописуемых чудес, которые он увидел и пережил, начал служить Золотому Тельцу. Следующий пример: история Каина и Авеля. Вскоре после того, как Каин лично говорил со Всевышним, он совершил убийство и осмелился даже лгать Ему. Раввин Шмулевич рассматривает также пример Рут и Орпы. До определенного дня обе находились на одном и том же духовном уровне. Однако, после того как их свекровь хотела отослать их обеих, только Рут осталась с нею. Орпа же, напротив, покинула ее, вернулась в страну Моав и тем самым упала в глубочайшую духовную пропасть.
И все это происходило в течение одного дня. Как это может быть, спрашивает Рабби Хаим Шмулевич, что эти люди, стоявшие на столь высокой духовной ступени, смогли на протяжении столь малого отрезка времени упасть столь глубоко? Ответ на этот вопрос можно найти в истории Каина и Авеля. Тора описывает, как расстроился и отчаялся Каин после того, как Б-г не принял его жертву. Именно такие обстоятельства, говорит раввин Шмулевич, подготавливают оптимальное жизненное пространство для злого побуждения. Как только индивидуум впадает в подобное моральное состояние, он становится жертвой злого порыва, который в доли секунды может наставить человека на путь тягчайших грехов. Расстройство и отчаяние являются двумя опасными компонентами, влияние которых, к сожалению, очень часто недооценивают.
Другие примеры подобных ситуаций, рассматриваемые в Торе, подтверждают теорию раввина Шмулевича. Так Моисей - Моше Рабейну был единственным учителем и вождем еврейского народа в пустыне. При приеме Торы он провел сорок дней и сорок ночей на горе Синай. Люди, чьи взоры постоянно были обращены на него, долго его не видели. Они решили, что Моисей умер, и это вызвало у них растерянность, отчаяние и чувство заброшенности. Результатом и следствием всего этого стал Золотой Телец.
Подобна и аналогична история Рут и Орпы. Обе обещали своей свекрови Наоми всюду за ней следовать и служить ее Б-гу. Однако, когда Наоми отправила их назад в Моав, только лишь Рут не сделала этого, а последовала за матерью своего покойного мужа. Она стала праведной еврейской женщиной, одним из потомков которой был царь Давид и потомком которой будет Машиах - Мессия. Орпой же овладела растерянность и от отчаяния она в ту же ночь занялась проституцией. Одним из ее потомков стал Голиаф, с которым позднее вынужден был бороться Давид. Приведенные примеры убедительно показывают нам, сколь опасными и разрушительными могут быть растерянность и отчаяние.
Талмуд в Трактате Хагига рассказывает о том, как Рабби Иегуда Ганасси читал в Книге Кинот о разрушении Храма. Когда он прочитал строку:
«Он сбросил Израель с неба на землю», книга выпала у него из рук и упала на почву. Рабби произнес в связи с этим: «В действительности они упали с высокой крыши в глубокую яму».
Но в чем смысл этой истории? Что увидел Рабби Иегуда в падении своей книги такого, что изменило его понимание и интерпретацию прочитанного им ранее предложения?
Раввин Шмулевич поясняет это следующим образом. Когда Рабби Иегуда увидел книгу, лежащей на земле, он осознал, что ее месторасположение не играет никакой роли. Абсолютно иррелевантно, лежит ли книга у него на руках или находится на земле, ибо сама она и ее содержание остаются неизменными. Повреждение ей наносит собственно процесс падения. Аналогично этому, не изменение места пребывания привело народ Израиля к такому состоянию, а именно само падение. Рабби Шмулевич говорит, что истинный смысл предложения заключается не в констатации изменения месторасположения еврейского народа с неба на землю, а в подчеркивании самого факта падения и связанного с ним отчаяния, которое столь разрушительно на него повлияло.
Возникает, однако, вопрос, как своевременно остановить свое падение? Каким образом можно после этого восстановиться? Раввин Шмулевич ответил также и на этот вопрос. Каждый человек должен понимать, что его жизнь не прямолинейна, а состоит из постоянных подъемов и спусков. По этой причине каждому из нас следует становиться особенно осторожным, почувствовав, что находишься именно в фазе спуска, чтобы не потерять себя полностью, ибо падение и связанное с ним отчаяние действуют более разрушительно, чем сама ступень, на которую опускаются. Но если человек сможет побороть себя и снова взять контроль над самим собой в свои руки, то независимо от обстоятельств, в которых он находится, ему всегда удается остаться на той же или даже подняться на более высокую ступень.
Этому же мы учимся у царя Соломона. Повсеместно известно, что он был одним из самых могущественных владык государства Израиль. Но лишь немногие знают, что однажды царь Соломон потерял всю свою власть, свое богатство и даже свое жилье, превратившись в бездомного странника, скитавшегося по всей стране. Талмуд в Трактате Сангедрин называет его правителем своего посоха. Это означает, что он потерял все, а оставшееся его имущество состояло только из ничего не стоящего посоха. Мудрый царь Соломон понимал, что должен остановить свое падение, ибо в противном случае он и последний посох. Кроме того, ему было известно, что он все еще оставался тем же человеком, что и прежде, с теми же качествами выдающегося правителя. Ему было известно, что он правит всем, что имеется в его распоряжении. В данном случае он правит посохом. Ему вновь пришлось начинать с малого, но вскоре он опять стал царем одной из могущественнейших стран того времени, царем государства Израиль.
Вероятно, именно этот смысл заложен и в другом изречении, приведенном в Трактате Талмуда Таанит: «Не место делает человека, а человек делает место». Ибо вне зависимости от сложившихся обстоятельств и места нахождения, человек всегда имеет силы и возможности для того, чтобы остаться самим собой. Он в силах изменить свое окружение, не поддаться и отступить перед неблагоприятной ситуацией. Ключ к тому лежит в сильной воле, связанной с Верой. Так как: «Человека ведут так, как он ведом быть желает» (Талмуд, Трактат Маккот).
Необходимо стремиться к тому, чтобы нас вели не к падению, а к подъему!