Бог создал человека так, что он способен ощущать мир, который его окружает либо черным (негативная оценка), либо белым (позитивная). И, как правило, третьего не дано, а человек часто привыкает воспринимать всё в «черных» тонах.
Можно задаться вопросом: почему так случается? Наша жизнь полна разных оттенков всех цветов, не только черных или белых, она многообразна и непредсказуема. В каждом проявлении человеческого существования проявляется сила или слабость, добро или зло, победа или поражение. В теории такая система работает идеально, но на практике оказывается, что все намного сложнее.
Конечно, давать негативную оценку людям, которые тебя окружают, и событиям, которые происходят, намного проще. А позитивная, положительная оценка требует немалых усилий.
Реалист – это человек, который в условиях повседневной реальности может в каждой ситуации выделить как позитивные, так и негативные моменты, и сфокусировать свой взгляд не только на привычных «черных» тонах, но и на «белых». Такой человек способен критически относиться как к событиям, настроенным на положительную волну, так и пытаться сосуществовать вместе с отрицательными факторами, которые его могут окружать.
У некоторых людей есть «тоннельное» видение действительности. Они воспринимают лишь часть общей картины, игнорируя остальное. Такие люди, как правило, зацикливаются на негативных сторонах жизни, которые видят через «тоннель». Они не могут видеть положительных моментов.
Нееврейский пророк Билам является прекрасным примером человека, который не видит общей картины и, поэтому, акцентирует свое внимание только на негативе. В одной из книг Торы (Бемибдар, гл.22, ст.30) сказано, что у Билама был один глаз. Возможно, таким образом мудрецы пытались показать узость его видения мира. Описывается случай, когда Билам едет на осле, а тот сходит с дороги. Один раз, второй раз, третий… Билам выходит из себя и бьет бедное животное. Осел спрашивает хозяина зачем хозяин его бьет, разве он раньше делал когда-нибудь что-то плохое? Билам много лет ездил на этом осле и прежде ничего подобного не случалось. Билам на это ответил так: «Если бы у меня был меч, я сейчас убил бы тебя».
Билам забыл все те годы, которые ему верой и правдой отслужил осел. Он заметил только то, как его осел оступился впервые за долгое время. Осел же ему предлагает посмотреть на вещи шире – он служил Биламу не первый год, Билам часто на нем ездил, но, заметив первую погрешность, ему не стоило сразу же бить осла. Нужно было проявить милосердие и сожаление в память о тех днях, когда осел не совершал ошибок. Осел как бы говорит Биламу не забывать о всем хорошем только потому, что сегодня осел совершил ошибку.
Эти ситуации знакомы нам и в жизни. Нередко такое бывает и среди друзей, когда один из них забывает годы дружбы и внезапно охладевает. А все потому, что он, как и Билам, забыл положительные моменты и сконцентрировался лишь на одной ошибке, допущенной, может, случайно.
В Торе есть повеление – трефное (некошерное мясо) нужно отдавать собакам. Баалей Тосафот – средневековой комментатор – предлагает это предписание использовать как нравственный урок.
Задача собаки – охранять скот. Например, овечье стадо. Но представьте, что дикий зверь подобрался к стаду и разорвал одну овечку. Ее мясо становится некошерным, а это значит, что его следует отдать собаке. Казалось бы, собака не справилась со своей задачей - не защитила стадо и не сумела прогнать дикого зверя. Однако, по предписанию, мясо уже мертвой овцы следует отдать собаке. Как же так? С одной стороны, может показаться, что хозяину следовало бы наказать собаку за плохую службу, а с другой стороны пастух, который живет по законам Торы, непременно отдаст мясо собаке. Хозяину следует помнить о том, что собака верно служила людям, защищала стадо днем и ночью, в зной и холод, но вот первый раз ей не повезло справиться с волком, она совершила ошибку. В таком случае Тора учит: не обращай против нее ее случайную ошибку; лучше вспомни как много хорошего она сделала для тебя.
Если нам предписано с такой милостью оценивать поступки животных, соответственно, по отношению к людям мы должны тем более проявить терпение и благосклонность.
Давний друг или супруг, с которым ты провел много лет, в какой-то момент вполне может допустить ошибку. Так неужели все те добрые времена затмятся одним-единым проступком? Неужели так легко в один момент забыть годы дружбы или брака? Мудрецы говорят: «Не забывайте хорошие времена в плохое время».
Если твой близкий сделал тебе больно, обидел тебя, подумай о том, что ты, во-первых, мог воспринять его поступок неправильно. А во-вторых, вспомни все то хорошее, что было между вами.
Согласитесь, лучше не позволять, чтобы одна оплошность, пускай даже неслучайная, затмила всё остальное, что было между тобой и твоим близким человеком.
Пытайтесь оценивать человека как целостную личность, видеть в нем не только негативные стороны, но помнить о позитивных моментах, которых, если покопаться, всегда больше.
По материалам р. Зеева Леффа, evrey.com