На днях я прочитала интервью с актрисой Ханной Симон. Я понятия не имею, кто она такая (что не помешало мне продолжить читать интервью), но она сказала нечто, что привлекло мое внимание, и к чему я продолжаю возвращаться. "Мой отец учил меня обращать внимание на то, как люди относятся ко мне после того, как я отвечаю им отказом. Все вокруг друзья, если говорить всегда "Да", но попробуй сказать "Нет" и посмотри, как они отреагируют."
Интересная мысль. Не уверенна до конца в том, что я чувствую поэтому поводу. Объясняет ли это, почему я всегда говорю "Да"? Боюсь ли я возможного отказа, если скажу "Нет"? Но дело не в том, что это говорит о вас, а в том, что оно говорит о другом человеке. Талмуд учит нас, что мы должны наблюдать за людьми b’kiso, b’kaso и b’koso - за тем, как они тратят деньги, как они ведут себя в момент гнева и когда пьяны. Талмуд предполагает, что такой подход позволяет нам увидеть "настоящего" человека. Я думаю, что наблюдение за поведением человека в момент, когда он получает отказ, может быть столь же показательным.
Пиркей Авот учит нас, что отношения, которые зависят от внешних факторов, основываются на условиях, не будут продолжительны; только безусловная любовь способна длиться долго. Конечно, отношения, которые пошатываются всякий раз, когда одна из сторон не получает то, что хочет, очень ограничены, и однозначно не стоят того, чтобы за них бороться.
С другой стороны, настоящая дружба может пережить множество взлетов и падений, "да" и "нет", и других жизненных перипетий; она не зависит от одного конкретного случая или ситуации. Истинная дружба не требует полного согласия, она требует верности и преданности.
В Талмуде есть известная история, рассказывающая о том, что, когда Реш Лакиш умер, его партнеру по обучению, рабби Йоханану, попытались найти нового партнера. Этот новый ученик был так напуган, что все, что он мог делать - это соглашаться во всем с рабби Йохананом. Это весьма его раздражало. "Ах, Реш Лакиш, как же я скучаю!" - сокрушался рабби Йоханан. Он хотел кого-то, с кем он мог бы по-настоящему спорить, вести настоящие живые разговоры, а не робота, всегда отвечающего "Да." Он хотел настоящей дружбы.
Дружбу сложно создать, сложно ее поддерживать. Встречая кого-то, сложно понять, готов ли этот человек просто сделать все необходимое для того, чтобы добиться того, чего он хочет; или же у него есть характер и выдержка, ценности и чувство ответственности. Это непростая задача. Наша дружба с кем-то имеет реальную ценность. Она требует от нас инвестиций нашего времени и энергии, а это не те вещи, которые мы хотим отдавать задешево. Как и в случае с браком, нам хотелось бы, чтобы дружба длилась вечно. Как и в браке, нам хочется узнать истинную природу другого человека до того, как мы дадим свое согласие на вступление в эти отношения.
Наверное, мы можем пойти с человеком в бар и взять на себя расходы, мы можем создать условия, чтобы пронаблюдать за ним в гневе и во время опьянения; наблюдение за ним во время получения отказа может оказаться задачей более сложной, но не менее важной.
Простым знакомым не нужно проходить это жесткое испытание. Мне не нужно изучать пьяное поведение моего партнера по теннису, мне не нужно знать, жадный или щедрый мой спутник в театре. Моя поездка на вечеринку никак от этого не пострадает; если мой партнер по бриджу не любит слышать "Нет" (на самом деле я не играю в бридж), то наверняка это никак не повлияет на нашу игру.
Однако, если мы говорим о дружбе, о долгом совместном пути, то я хочу, чтобы эти люди прошли тест на реакцию на "Нет". Я хочу увидеть их реакцию, я хочу убедиться, что мне не придется быть роботом, постоянно отвечающим "Да", как замена Реш Лакиша. Вполне возможно, что очень немногие люди смогут соответствовать этим требованиям.
Тем не менее, несколько хороших друзей стоят того.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк