Среди евреев нет недостатка в интеллигенции. Наша история изобилует мудрыми людьми, чьи идеи способствовали развитию человечества.
Зигмунд Фрейд был одним из тех редких людей, которые дали миру новый способ познания человеческой психики.
Фрейд родился в 1856 году во Фрейберге, Моровия. Его отец, Иаков, был купцом, и после смерти первой жены снова вступил в брак с Амалией Натансон, которой суждено было стать матерью Фрейда. Зигмунд был ее первым ребенком. Он был назван в честь дедушки и получил еврейское имя Шломо. Впоследствии у нее было пять дочерей и два сына, один из которых умер в возрасте восьми месяцев.
Его отец переехал из Фрейберга после упадка бизнеса в сочетании с возрождением антисемитизма, он понял, что его удача находится в другом месте. Сначала семья переехала в Лейпциг, где прожила год и, наконец, направилась в Вену.
Биографы Фрейда рассказывают, что его отец воспитывался в соответствии с ортодоксальными традициями. Фрейд, безусловно, был знаком со всеми еврейскими праздниками и обычаями, хотя после переезда в Вену его отец приостановил соблюдение традиций. Однако, когда Фрейду было всего семь лет, отец подарил ему Библию, в которой сделал надписи на иврите, призывая его изучать древние тексты.
Несмотря на это, Фрейд вырос без какого-либо религиозного образования, хотя он рассказывал, что в то время был под большим влиянием своей Библии.
В возрасте девяти лет он прошел тест, позволяющий ему начать посещать среднюю школу на год раньше, чем того требовал его возраст. Он оставался лучшим учеником в своем классе до семнадцати лет, когда окончил школу с отличием.
Ему нравилась медицина, в результате чего Зигмунд стал медицинским исследователем. Среди всего прочего, он также исследовал кокаин. Он считал, что его можно использовать в качестве средства для облегчения боли в желудке. Не подозревая о привыкании, которое он вызывает, Фрейд дал его своим друзьям. Только позже стало известно о привыкании.
Невеста Фрейда, Марта Бернейс, была из выдающейся раввинской семьи. Ее дед, Исаак Бернейс, был главным раввином Гамбурга во время реформаторского движения, охватившего ортодоксальный иудаизм в 1848 году. Ее брат Илай женился на старшей сестре Фрейда, Анне, в 1883 году.
Их помолвка длилась около четырех лет. Вопрос о том, какой тип свадьбы стоит устроить, был трудным для Фрейда. Мать Марты настаивала на религиозном бракосочетании, Фрейд же хотел гражданскую свадьбу. Он не любил церемоний, особенно религиозных. Тем не менее, у них была и гражданская, и религиозная свадьба. Невеста убедила его, что, в Австрии, где они планировали жить, власти не признают гражданский брак, только религиозный. Марта поняла, как обойти умственные трудности Фрейда.

Хотя Фрейд никогда не славился своим участием в религиозных аспектах иудаизма, все же он никогда не дистанцировался от ассоциации себя как еврея. Более того, большинство его соратников были евреями.
Он никогда не отрицал, что он еврей. Напротив, он много раз шутил о различных ситуациях и делал различные комментарии о своем еврействе.
В одном из писем к коллеге, Фрейд отмечал, что "по моему мнению, мы, евреи, если хотим сотрудничать с другими людьми, должны развить в себе немного мазохизма и быть готовыми вынести определенное количество несправедливости. Другого пути нет. Можете быть уверены, что если бы меня звали Оберхубером, мои новые идеи, несмотря на все прочие факторы, встретили бы гораздо меньшее сопротивление."
По мере приближения старости Фрейд прославился, но только не в глазах нацистов. Фрейд не верил, что в просвещенной Вене антисемитизм Гитлера может быть принят. Он предполагал, что евреи здесь будут в безопасности. К сожалению, нам известно обратное.
Зигмунд оставался в Вене до самого прихода нацистов. С помощью международного давления на нацистское правительство Фрейду разрешили уехать с семьей. Он эмигрировал и, наконец, поселился в Англии.

Фрейд был плодовитым писателем. Он не только писал книги по психологии, но даже в молодом возрасте зарабатывал деньги, сочиняя переводы классических романов. Возможно, именно в этой области мы сосредотачиваем наше внимание на его последнем труде.
Когда ему стукнул восьмой десяток, Фрейд обратил свою психоаналитическую энергию к Торе. Он начал с публикации брошюр, посвященных Моше. Они должны были стать ядром его теории о еврейском народе.
Вопреки советам и пожеланиям многих своих друзей, он опубликовал свою последнюю книгу "Моше и монотеизм". В этой книге Фрейд излагает свои представления о Торе. Сначала он заявляет, что Моше был египтянином. В этот период, по рассуждению Фрейда, в египетском обществе произошла битва между политеистами и монотеистами. Моше, утверждает он, был на стороне монотеизма, но политеисты взяли верх. В это время в Египте было порабощено семитское племя. Моше бежал из Египта, взяв с собой это племя только для того, чтобы быть убитым ими в пустыне.
Фрейд представил это как свое понимание Торы. Излишне говорить, что своими спекуляциями он расстроил и евреев, и христиан.

Многих людей беспокоил вопрос, почему Фрейд, человек такого ума и образованности, написал книгу, которая стала презираема многими, что заставило его и его психоанализ ассоциироваться с антирелигиозным мышлением? Если Фрейд не верил в библейскую историю Моше и происхождение еврейского народа, почему он попытался придумать другую историю? Почему бы просто не заявить, что он не верит ни в религию, ни в библейские повествования?
Ответ таков: психоаналитик Фрейд проанализировал библейское повествование о Моше и евреях так, словно оно было написано людьми, которые, как и все люди, пытались приукрасить рассказ о своей жизни. Фрейд имел дело с людьми, которые прикрывали истинный источник своих действий вымышленным красивым фасадом. Чтобы понять людей, Фрейд должен был раскрыть это внешнее представление, которое человек создавал для того, чтобы защитить свои слабости.
Фрейд отнюдь не отрицал истинности Торы, но принимал ее лишь как внешнее проявление внутренней травмы еврейского народа. Его толкование основывалось на том, что Тора была написана человеком, а не продиктована Богом.

Фрейд, как и многие блестящие мыслители, нашел свою нишу в избранной им области. Однако, когда он отклонялся от этого пути, он терпел насмешки своих современников.
…Зигмунд курил сигары. Он любил покурить и редко оставался без сигары. К сожалению, это вызвало рецидив рака во рту. Последние годы его жизни были очень болезненными, вплоть до его смерти 23 сентября 1939 года.
Источник jewishmag.com
Перевод Анастасии Яценюк