Глобализация несет множество возможностей – инновации и рост уровня жизни, возможность предпринимательства и поездок на работу в различные страны. При этом во всем мире лидеры образования ищут ответы на вызовы современности, стоящие перед нашими детьми как поколениями будущего, говорят о необходимости обучения «глобальным компетенциям» как способе решения проблем, связанных с глобализацией и многосторонним взаимодействием.
Память о вчерашних свершениях не должна уменьшить энергию, с которой мы должны исполнить свой долг сегодня. Мысли о том, что уже сделано, могут повлечь за собой гибель того, что еще предстоит совершить. (Рав Гирш, «Комментарии к Торе. Книга Ваикра»)
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входит более 30 государств с развитыми демократическими институтами и рыночной экономикой (в том числе Израиль, с 2010 года) видит, что глобальные компетенции формируются тремя принципами – «справедливость», «сплоченность» и «устойчивость». Новая концепция многостороннего взаимодействия в рамках ОЭСР будет базироваться на трех принципах: взаимосвязанность (connectedness), воздействие (impact) и вовлеченность (engagement). А это означает необходимость овладеть соответствующими глобальными навыками. Считается, что такие компетенции – это умение рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; умение осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; умение вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, и, поскольку человеческие культуры весьма отличаются друг от друга, неудивительно, что представители одной культуры часто находят крайне несимпатичными представления и поведение, принятые в другой. Но среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые общие черты, которые могут стать основой единства, а знания дают возможность поддерживать темы диалога, понимать, что именно в разных культурах означают жесты и прикосновения, молчание и улыбки, возможность понимать, каким образом представители разных народов и культур интерпретируют поведение и результаты деятельности с их точки зрения. Знания и навыки дают возможность совместно решать проблемы, общаться без враждебности и агрессии.
Рабби Тафон говорит: «Вы не обязаны изменить мир, но вы также не имеете права отказаться от попыток (делать все, что в ваших силах)» (Раввин Иосиф Телушкин, «Еврейская мудрость»).
Современное образование все более становится ориентированным на «свободное развитие человека», на творческую инициативу и самостоятельность. Компетенции XXI века – это, во многом, навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества: приверженность этическим ценностям, умение работать в группах, принимать социальные и этические обязательства; это навыки социального и межличностного взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; это умение распознавать конфликты и их погашение, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол). Это компетенции в общении устном и письменном, в диалоге и монологе; это знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета, это навыки кросс-культурного общения, деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык, иностранные языки, коммуникативные задачи, уровни воздействия в общении друг с другом. Это способность к работе в команде, в том числе, междисциплинарной, неоднородной, что включает в себя способность общаться со специалистами из других областей, способность к критике и самокритике, способность воспринимать разнообразие и осознавать межкультурные различия, способность работать в международной среде.
Все эти компетенции будут проявляться в отношениях как открытость представителям иных культур, уважение других культур и культурных отличий, бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, преодоление этнокультурной предубежденности; как широта взглядов, ответственность за себя перед другими, взаимопонимание и способность сочувствовать, а также индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения.
Умение взаимодействовать эффективно, гибко и уважительно, когда внешнее поведение по отношению ко всем людям – «Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других».
Вот случай: некто шел с мудрецом по полю, и увидели вонючую падаль. Сказал тот человек: «Как эта падаль воняет!». А мудрец сказал: «Какие у этого животного белые зубы!». Мудрец упрекнул того человека и сказал: «Зачем ты говоришь о дурном? Говори о достойном похвалы!». Ибо человеку надлежит всегда говорить о достойном похвалы в этом мире. («Книга о человеческих достоинствах» («Орхот цадиким»)).
Уважительное взаимодействие – это не причинять другому человеку вреда, ни физического, ни морального. И в социальном, и в межличностном общении уважение к людям – это позитивное отношение к ближнему своему, признание его чувств, достоинств и личных качеств. Оно проявляется как внимание к интересу другого человека, к его убеждениям, и предполагает свободу, доверие. И, конечно же, всё начинается в семье. Нужно готовить наших детей (да и самих себя) к миру, где во многом придется сотрудничать с людьми разного культурного происхождения, оценивать различные идеи, перспективы и ценности, разнообразные способности других людей, к миру, в котором люди должны решить, как преодолеть различия для взаимного доверия и сотрудничества.