Сегодня мы поговорим о трех понятиях из Каббалы и затронем так называемую, “возрастную психологию”. Наша цель – посмотреть, какое из этих понятий мы можем найти в душе и психике человека. Это понятия: Акудим, Никудим, Барудим - три мира после цимцума (ограничения).
Теперь разберем каждый мир. Акудим (от слова лаакод - связывать) - это мир, где все 10 сфирот, или сил (10 составляющих мира) были заключены в одном сосуде. Каждая сила еще не проявилась сама по себе, это и было начало творения миров. Но там настолько полное самоотречение перед светом Всевышнего, настолько нет реальности и осознания себя, какой-то отдельной от Творца сущности, что все силы находятся в одном сосуде. Второй мир - это Никудим - Мир Точек (от слова “некуда” - точка). Иначе он называется еще Мир Хаоса, в котором происходит разбитие сосуда, и он выше четырех «миров исправления» (если мы идем снизу в вверх, от нашего материального мира).
Существует четыре мира тикун (исправления), которые относятся к категории Барудим: Мир Асия - материальный мир, мир действия; выше идет Мир Йецира, дальше Мир Брия и Мир Ацилут. Это миры, где уже начинается какая-то реальность. Все эти названия происходят от глаголов, означающих творение. Ацилут переводится как эманирование - отблеск. В мире Ацилут есть сосуды и свет. Мы будем пользоваться словом “битуль”. Я считаю, что нет достаточного эквивалента этого слова в русском, но примерно это означает полное отречение и нивелирование своей сущности перед светом, перед Творцом. В Ацилут происходит единение света и сосудов, и поэтому сосуды не чувствуют собственной реальности.
Мир Бриа (от слова Ливро) - творить. Это называется “еш ми айн” - возникновения чего-то из ничего, что означает создание бесформенной материи.
Следующий, Мир Йецера, от слова йецер - создавать, здесь уже происходит придание формы. И наш, материальный Мир Асия, от слова лаасот – делать. Это уже когда есть материя и форма, осталась сделать только некое исправление.
Сейчас поговорим о мире, который называется Мир Никудим – мир разбития сосудов, который, по сути своей выше Мира Ацилут. Именно там происходит разбиение сосудов. Почему? Приводится три причины, почему так произошло. Но сейчас мы остановимся на объяснении понятий, что такое свет и сосуд.
Я бы предложил два объяснения слову свет. Первое - переживания. Есть различные виды переживаний, например, интеллектуальное переживание. И сосуд для интеллектуального переживания - это разум. Есть еще чувственное, материальное и духовное. Если человек кушает - это тоже некое переживание, и здесь его сосуд - это его вкусовые рецепторы, то, через что это переживание может прийти. Если человек глухой, у него нет сосуда, настроенного на данное переживание. В реальности сосуд может быть, но именно у нас его нет, чтобы воспринять. Или же, наоборот то, что исходит из человека. У него есть некое переживание, как у ребенка, но нет слов чтобы выразить, он просто плачет, получается - у него нет сосуда чтобы выразить свое внутреннее переживание. У каждого человека есть определенные сосуды в психике, которые воспринимают разные виды переживаний.
Есть еще один вариант объяснения, что такое свет. Свет - это информация. Она также делиться на вкусовую, чувственную и т.д. К примеру, если на урок математики к первоклашкам придет профессор и будет объяснять материал, естественно, что они его не поймут. Получается, есть свет, но нет сосудов, чтобы воспринимать.
Перейдем к Миру Хаоса. О нем сказано, что одна из причин разбития там сосудов - большой свет и малый сосуды. Очень сильные переживания или очень много информации, которые невозможно воспринять. Как если человек смотрит на солнце, там слишком много света, глаза просто не выдерживают.
Следующая причина - отсутствие средней линий, которая уравновешивает. Это одно из главных свойств мира исправления (тикун). Там все происходит по трем линиям, которые уравновешивают друг друга.
И еще одна причина - включенность. Все сфирот, все силы и каждая из них включается во все остальные. Если это Хесед - милосердие, то не абсолютное, в нем есть, например, и Гвура (строгость), и другие качества. В каждой сфире заключены все остальные, и это дает возможность сосуществовать вместе. В то время как в Мире Хаоса каждая сфира - абсолютна, каждая сила тянет в свою сторону и нет третьей линии, которая их уравновешивает. Поэтому и происходит разбитие сосуда, он не может выдержать такого света. Чтобы понять, что такое разбитие сосудов, можно привести пример из известного Мидраша. В нем рассказывается, как четыре человека вошли в Пардес (т.е. познали всю Тору) - рабби Акива, Бен-Азай, Бен-Зома и Элиша бен Абуя. Элиша бен Абуя стал неверующим, Бен-Азай умер, и Бен-Зома сошел с ума. И только рабби Акива зашел с миром и вышел с миром. Здесь приведены три примера разбития сосудов: неверие, безумие и смерть.
Как написано в Каббале, разбитие сосудов было только в семи нижних сфирот, в чувственных. В сфирот, касающихся разума - Кетер, Хохма и Бина, разбития не произошло. О каждом проявлении этого в психологии мы будем говорит чуть дальше. Сейчас мы говорим о понятии мире Тогу (Хаоса), где произошло разбитие сосудов.
Рабби Акива зашел с миром и вышел с миром. Комментаторы спрашивают, почему это подчеркивается, ведь вроде все вошли в Пардес одинаково, но вышли по разному, кто-то вышел, кого-то вынесли. А объясняется, что они все-таки и зашли по-разному: рабби Акива зашел, чтобы выйти. Что это значит? Это значит, что он не искал переживаний и выхода за границы, он хотел этого переживания только для того, чтобы потом вернуться назад и воплотить это в материальном мире и в служении Всевышнему. Он хотел вернуться в сосуды. А другие больше искали самого переживания и поэтому такое с ними произошло.
Следующий мир - Ацилут - Мир Линий. Там происходит включенность. Каждая из сфирот включает в себя все остальные, и там есть средняя линия (Тиферет), которая уравновешивает все остальные (правую и левую, которые стремятся к ней). Происходит гармония, и это уже Мир Исправления.
Как все это может проявляться в психике и в возрастной психологии? Когда я говорю о возрастной психологии, конечно, обычно есть соответствие возрасту, но это может проявляться на разных уровнях в любом возрасте. Мы говорим здесь об уровнях развития человека. Если человек не развит, не прошел какого-то духовного опыта в 70 лет, в каком-то плане он может оставаться на уровне ребенка. Но, в принципе, эти три уровня соответствуют трем уровням человека: ребенок, подросток, взрослый. Ребенок соответствует Миру Акудим. Там есть все силы, но они еще не настолько сильны и проявлены, поэтому разбитие сосудов не происходит, в отличии от следующего уровня. Потом идет подросток - Мир Никудим (Хаоса). Все силы начинают бурлить и каждая тянет свою сторону. Это то, что мы называем юношеский максимализм: броски от одного состояния в другое. Нет уравновешивающей силы, нет понятия включенности, потому как максимализм отрицает ее. Ребенок живет на уровне инстинктов, там более-менее понятно и упорядочено. А вот подросток на уровне чувств, и там происходит падение и разбитие сосудов.
Если задуматься, а зачем вообще нужно было разбитие сосудов? Зачем Всевышний так создал, чтобы разбитие произошло? В Каббале есть свои ответы на это, вся эта работа, которую мы делаем в этом мире - работа по исправлению. В хасидизме приводится такой пример, что это как книга, страницы которой распались и буквы разлетелись. Весь свет есть, но он разобран, и все, что мы делаем теперь - соединяем.
Есть правильное и неправильное соединение этих букв. Известный мидраш рассказывает, что однажды римский патриций спросил у одного из мудрецов, чем занят Всевышний со дня творения? И он ответил, что Всевышний соединяет пары. И он ему сказал, что нет здесь большой мудрости, я тоже это могу сделать. Собрал своих рабов и рабынь, пересватал их друг другу. Но на следующий день кто-то был побит, кто-то раненый. Оказалось, они не могли жить друг с другом. И патриций увидел, что это не такая уж и проста вещь.
Но, кроме простого смысла, здесь есть более глубокий. Он спросил, чем занимается Всевышний с тех, пор как он сотворил мир. То есть все силы уже есть, а что нужно дальше? И ответ был, что все силы есть, но нужно их правильно соединять. Все, чем мы занимаемся в этом мире - различные виды соединений. Если мы возьмем один материал и соединим с другим, будет одна реакция, добавь еще один, будет третья, а может быть и вообще взрыв. Когда кушаем, мы тоже соединяем: добавляем горчицы, соль, перец. Мы либо соединяем что-то, либо разъединяем. Сами соединения могут быть неправильные: те, которые могут привести к взрыву или отравлению, если говорим о еде. Один и тот же препарат может как помочь выздороветь человеку, так и убить. Это касается и материального, и духовного мира.
Есть и правильные соединения. Если два человека встретились, у них может получится контакт, а может и нет. А с этим же человеком встретится третий, может и вовсе возникнуть драка. Тоже самое касается и Торы. Все, что мы делаем в Торе - учимся соединять правильное и разъединять неправильное. Вот это та работа, которая нужна после разбития сосудов из Мира Тогу (Хаоса). Что значит – сосуды разбились? Это значит, что они стерлись, и теперь эту реальность, этот свет нужно создать, но уже в более правильных сосудах.
Есть еще одно объяснение почему должно было произойти именно через разбитие, но я бы хотел дать именно психологическое объяснение, в котором говорится, что необходимо пройти через подростковое разбитие сосудов, и только так приобретается истинный опыт. Подростковый, в этом случае, необязательно соответствует какому-то возрасту, мы может назвать это и кризисом среднего возраста, и любой кризис у человека - это разбитие сосудов, когда он находится в моменте поиска. Есть кризисы более критические - когда затрагивает все основы его личности, есть более локальные. Но это необходимый этап для настоящего дальнейшего роста. Здесь можно привести известную Мишну, которая говорит о том, что если нашел, но не искал - это не назовешь настоящей находкой. Любой находке должен предшествовать поиск. Другое дело, когда находишь, и думаешь, что это от Всевышнего, но здесь все равно был процесс поиска - это есть находка. А есть такие, который нашли, но не искали. Например, родители отправили сына в институт, он там выучился, обрел определенные навыки, пошел на работу, сформировал какие-то взгляды на жизнь. Но не было никаких бросков.
Есть вариант, когда искал и не нашел. Человек в вечном поиске, он застрял в подростковом возрасте, он не пришел ни к чему. Значит он не верил, или не так искал. И есть, когда не искал, и не нашел. С этим все понятно, это самый негативный вариант.
Разбитие сосудов необходимо для психики человека. Робинзон попадает на необитаемый остров, где он переживет опыт одиночества и понимания своих ценностей, и по-настоящему их переживет. Он сможет вернуться и стать снова членом общества, но не просто по заведенному механизму, как ему сказали, а это будет его реальный опыт. Необходимость разбития даже желательна в каком-то плане. Это падение ради подъема, это темнота, которая предшествует свету.
И последний, третий уровень - Мир Ацилут, когда человек взрослый и действительно нашел себя. Это не значит, что его работа закончилась. Кризисы будут дальше настигать, будут всегда возникать вопросы. Если человек останавливается, то он не живет. Но кризисы уже будут более локальны, нет бросков и поисков личности, и каждое новое понимание будет становиться частным случаем какого-то более общего, базисного уровня личности, которая сама по себе уже нашлась.