Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Психология по Торе, часть 5. Выбор и свобода выбора
Психология

Психология по Торе, часть 5. Выбор и свобода выбора

рав Давид Альтман
11 сентября 2018, 18:29
Время прочтения Время прочтения: 12 мин.

Вспомним нашу прошлую тему, где мы говорили о понятии трех душ: животная, разумная и божественная, и трех понятиях «я»: феноменальное, трансцендентальное и трансцендентное. Сейчас мы рассмотрим их взаимодействие между собой и поговорим о понятии «выбор». О теме выбора и свободе выбора, мы будем говорить не с теологической точки зрения, потому что об этом много сказано на протяжении веков, и поднималась она и в философии, и в психологии. Нам сейчас важно знать: есть все-таки свобода выбора или же все запрограммировано?

Я исхожу из постулата веры, что свобода выбора есть.

Сейчас нам важно разобраться в том, что такое выбор. Каждую секунду своей жизни человек осуществляет выбор. Он делает то, что он хочет. Захотелось человеку поесть – он встал и поел. Это тоже его выбор. Мог ли он себя перебороть, если он сидит на диете? Мог. Был ли этот выбор свободным? Нет, он был определен.

В первую очередь, нужно определиться в понятии «свобода выбора». Любой выбор, имеющий причинно-следственную связь, не может быть до конца свободным, он имеет за собой какую-то причину и основу, которая его повлекла. Это значит, он не до конца свободный, он детерминирован. Вот, к примеру, подошли к человеку на улице, приставили к нему пистолет и сказали: «Жизнь или кошелек?» Человек отдает кошелек. Он хотел отдать кошелек? Конечно хотел! Не хотел бы -  не отдавал. Было это его желание? Хотел бы он оказаться другом месте? Да, но сейчас он сделал свой выбор.

Мы делаем выбор всегда. Но какой выбор является свободным? Вот это большой вопрос. И для того, чтобы его лучше понять, мы обратимся к мудрецам, которые говорят, что есть у поступков человека три вида мотивации: выгодно, разумно и истинно. Каждая мотивация соответствует трем видам души: у животной души – это выгодно, у разумной – разумно, а у божественной – истинно. Но все они встречаются в точке сознания, и именно там происходит выбор.

Теперь разберем каждый вид мотивации. Как мы уже говорили, аргументация животной души – выгода.  Почему, например, человек не ворует? Потому, что его могут поймать, посадить в тюрьму, а ему это никак не выгодно. Это его истинная аргументация, о которой иногда он даже не знает. В своей обыденной жизни мы не сильно понимаем для себя такие вещи, так как они давно устаканились.

На фоне есть понимание, что я, на самом деле, хороший и приличный человек, и действительно нельзя убивать, грабить и так далее. Но на самом деле, когда случается какой-то кризис, все начинает проявляться. Как случается, что вроде абсолютно нормальные люди начинают участвовать в погромах? С ними вдруг случается что-то необъяснимое, они превращаются в бешеную толпу, которая идет громить. Или случаи, когда магазины остаются брошенными, люди бегут туда и забирают вещи себе. А оказывается, что на самом деле истинной мотивацией была выгода. И как только ограничение ушло, как только можно что-то сделать безнаказанно, вот и проявляется то, кем человек был, и кто он есть. Это нормально для животной души, она понимает только выгоду. Это и есть эго – самый низкий уровень Я в человеке.

Можем взять не такие явные примеры. Человек говорит своему ребенку: «Выучи стихотворение и получишь конфетку». Он выучили и получил свою конфетку, но мотивация ребенка – выгода. И когда он подрос, сладости перестали быть стимулом, и ему начали обещать вместо них какой-то подарок. А когда он стал уже взрослым, для него возникла новая мотивация – уважение окружающих. Это результат процесса воспитания, но он касается только животной души. Мы ребенка перенаправляем от стимулов примитивных к более высоким и духовным, но мы все равно работает в одном и том же векторе – в векторе выгоды. И ели человек говорит, что он не ворует, потому что боится не тюрьмы, а наказания Всевышнего, то, по сути своей, - это тоже выгода. Нужно понять, что нет никакой разницы между боязнью тюрьмы и Всевышнего.  Вот это и есть самый первый уровень.

Мотивация разумного – это уже действительно другой человек. Интеллигент, интеллектуал, не всегда это сопутствует с нравственностью, но подразумевается, что влияние есть. Это человек, который проделал определенную внутреннюю работу, обдумал и пришел к пониманию. И не он ворует не потому, что его поймают, а потому, что это неправильно и неразумно, общество не должно так жить. Это поистине является для него ценностью, он пришел к этому, это его принцип. У большинства людей есть какие-то принципы, они разнятся, но все же есть. В конце концов, идея важнее жизни практически для всех, но вопрос, какая именно идея. Здесь уже зависит от ценностей человека. Если ему дадут автомат в руки и скажут, чтобы он расстрелял детей или его убьют, что он сделает? Более-менее нормативные люди будут готовы пожертвовать совей жизнью, потому что дальше жить с таким грузом просто невозможно. Здесь стоит вопрос в самих идеях, какие они и насколько превалируют в процентном соотношении. В диалектике есть закон перехода количества в качество. Овладение человеком процентов в сторону добра или зла в своей собственной душе – это качественное изменение через какое-то время.

Для животной души выбор не свободный, он детерминирован, определен какими-то внешними обстоятельствами. У него выбор есть, но это взвешивание выгоды. Что выгоднее, покушать мороженное или посмотреть фильм? Мороженое, конечно, вкусно, но это пять минут удовольствия, а вот от фильма – полтора часа. Поэтому стоит пойти посмотреть фильм. Это пример не свободного выбора, а выбора того, что выгоднее.

Разумная душа действует с разумной точки зрения, это уже идеалы, но в них все равно присутствует в некий момент эго тоже. Человек, выбрав себе определенные ценности, не может быть уверен, что та или иная ценность является абсолютной для всех. Мир полон разных идеологий, и понятия «добро» и «зло» напрямую зависит от понятий «истина» и «ложь». Вот, к примеру, мы себя ассоциируем с представителями западного общества, и для нас существуют террористы, которые хотят нас всех обратить в ислам или вообще нас уничтожить. Они плохие, их можно убивать. Но надо понимать, что с той стороны, они точно так же смотрят на западный мир. Важно понимать при всей сложности картины, что понятия «добро» и «зло» вообще отсутствуют, а понятия «истины» и «лжи» – есть всегда. Естественно есть, иначе мы потеряем все критерии, если ударимся в полный релятивизм. Тем не менее, сомнение всегда может присутствовать. Даже в разумной душе присутствует тот категорический императив, о котором говорил Кант. Категорический императив может исходит только извне человека, и в конце концов, человек сам построил себе эти рамки разума. Во-первых, человек может быть не уверен; во-вторых, он может им изменить; а в-третьих, все равно здесь присутствует момент выгоды. И даже определив и построив для себя что это разумно и правильно, а что нет, человек может нарушит эту вещь. Тогда уже он будет чувствовать себя некомфортно. Это не самый высший уровень мотивации, хотя, конечно, он выше чем уровень животный. Но тем не менее, это тоже в каком-то плане выгода и это не свободный выбор.

А какой же тогда выбор свободный? Это мотивация божественной души, это истина. Такой выбор бывай очень редко у человека, когда он вовсе не думает о выгоде, не размышляет разумно это или нет, и источник его действий – это абсолютный приказ. Есть люди, которые живут на этом уровне, но их крайне мало.

Чтобы понять, что имеется в виду, я бы хотел рассказать вкратце один мидраш, который рассказывает нам о Синайском Откровении. Говорится следующее: До дарования Торы евреям Всевышний сначала обратился к народам мира. Спросил Он у потомков Ишмаэля, не хотели бы они принят Тору? Сказали они: «А что в ней написано?» Всевышний ответил: «Не укради». Потомки Ишмаэля ответили, что не могут, потому что в той же Торе сказано «Руки его на всех, и руки всех на него», и все время происходят захваты добычи и подобные вещи. Поэтому, это не для них.

Тогда обратился Всевышний к потомкам Эдома, и они тоже спросили, что там написано. Он ответил им – не убей. Потомки Эдома сказали, нет, не можем, ведь в той же Торе написано: «И мечом своим будешь жить». И обратился Б-г к евреям, и они сказали: «Будем делать, и будем понимать, и будем слушать».

Этот мидраш требует очень большого разъяснения, потому что к нему возникает очень много вопросов, и один из них – касающийся семи законов сыновей Ноаха. Ведь эти семь законов обязаны соблюдать все человечество. Не убей, не укради, не прелюбодействуй и т. д. Как понять этот мидраш, почему Всевышний спросил их, готовы ли они не убить, не украсть? А объясняется вот чем: до дарования Торы семь законов Ноаха были как рекомендации, они не были абсолютным приказом, а лишь играли роль законов по нормальному функционированию общества. Когда Всевышний обращается к ним, Он им предлагает перейти на качественно новый уровень, на приказ. Вот это он и есть, этот категорический императив, который может исходить только извне, только от самого Творца.

Давайте еще немного углубимся. В чем была особенность того, что, приняв Тору на горе Синай, евреи сказали: «Будем делать и будем понимать?» Есть ли на самом деле причины исполнять заповеди, или нет? Здесь мы говорим и с точки зрения психологии человека, и с точки зрения Всевышнего.

Начнем с точки зрения психологии. Например, человек, который исполняет заповедь кашрута, говорит, что несоблюдение кашрута плохо для здоровья. Это мотивация чистой выгоды. А есть человек, который говорит, что несоблюдение плохо повлияет на качества его характера, поэтому Тора запретила определенные виды пищи. Этот человек по сути не отличается от того, у которого мотивация – вред для здоровья, так как тут имеется в виду здоровье не физическое, а психологическое. Третий человек говорит, что несоблюдение – неправильно, потому что это разрушает какие-то духовные миры. Эта мотивация уже ближе к разумной душе, это уже не чистая выгода. В данной ситуации человек начинает понимать, что в этом есть какая-то выгода, но более или менее духовная. И если он будет делать, то со временем поймет зачем. Но и в этой ситуации присутствует то же самое эго.

А вот когда евреи сказали: «Будем делать и будем понимать», они приняли, что Всевышний разрешил кушать говядину, а свинину запретил, вовсе не потому, что это влияет на качество характера. Б-г создал эти правила, изначально нет никакого в них смысла, а только Его воля. Ответ в иудаизме единый – Он создал правила игры, он сказал так, он мог выбрать и другое. Если есть понимание в самой высшей, теологической точке, которая еще только предшествует Творению, только тогда можно понять все остальное.

Первоначальное желание – это Его воля, которая влияет на психологию человека.

Человек должен исполнять не потому, что есть смысл, а потому, что Творец так сказал.

Но зачем тогда сказали евери: «Мы будем понимать»? Можно же не понимать, и просто принять. Но воля Всевышнего была еще в том, что Он не хотел бездумных роботов, Он хотел, чтобы были люди, которые понимают и чувствуют. Если человек говорит, что очень хочет убить или украсть что–то, но Всевышний мне это запрещает, то это вера только в приказ. Именно в приказ, а не в наказание, так как это уже мотивация животной души. Творец хочет, чтобы человек еще и чувствовал, и сострадал. 

Есть знаменитое высказывание: «Свобода – это осознанная необходимость».  Истинный свободный выбор может быть только тогда, когда есть приказ, и он – абсолютен. То есть, когда ты не делаешь что-то не потому, что ты это понимаешь, остаешься в своих рамках или тебе выгодно, а потому, что ты можешь не сделать этого, и никакой выгоды не получишь. Вот это и есть настоящий свободный выбор – когда ты делаешь, потому что это нравится Всевышнему, но ты не ждешь награды или наказания ни в этом мире, ни в другом. Тогда в нашем трансцедентальном «я» действует мотивация божественной души – истинный приказ, который нужно донести до понимания животной души. Должно быть единство. И животная душа должна понять, что эй это выгодно, но в то же время это не должно оставаться главной мотивацией человека. Вот такая получается сложная картина, и все это в нас переплетается.

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Живопись на полотнах: модные принты осень 2017
Страшилки на ночь: чем они вредны, в чем их польза
Генерал Судного дня
Решимость и бесстрашие: что толкает людей менять свою жизнь
Тора и бизнес. Не обмани!