Еврейский календарь
15 Тишрей
5779
Календарь
24 Сентября
2018
Недельная глава:
Ве-зот га-браха
ТЕМА НЕДЕЛИ
Психология по Торе, часть 4. Почему важен синтез науки и религии
Психология

Психология по Торе, часть 4. Почему важен синтез науки и религии

рав Давид Альтман
06 сентября 2018, 15:32
Время прочтения Время прочтения: 4 мин.

Мы продолжаем цикл лекций по теме “Психология и Тора”. Сегодня мы обсудим правильный взгляд на психологию с точки зрения Торы. Есть один хасидский комментарий: “Сначала Всевышний оздоровил небо и землю”. Здесь имеется в виду, что в начале небо и земля были в состоянии хаоса, а процесс Творения был неким упорядочиванием. С точки зрения психологии человек рожден как бы “психологически больным”, с не цельным взглядом на мир. В зависимости от воспитания он может быть более здоровым или менее. Но суть в том, что жизнь человека – постоянное движение к здоровью, потому что здоровьем мы обозначаем некое единство души, а не просто отсутствие дискомфорта, десоциализации и подобные вещи.  Человек в течении всей жизни все больше идет к этому единству, которое является неким идеалом. Психолог в этом плане должен дать ему дорогу и указать, как двигаться в этом направлении. Естественно, когда мы говорим о таких высоких уровнях, то возникает вопрос: кто может быть таким психологом? Каждому человеку подходит свой психолог. Психология, или же как минимум, психоанализ анализирует сны человека, потому что в снах проявляется его бессознательное, и раскрывается вот это неединство, этот дискомфорт. В Торе снами занимается Йосеф, и он называется праведником. Получается, что по-настоящему только праведник, если мы говорим о таких высоких уровнях, может быть психологом. Он является тем человеком, который ведет к этому высшему едиству и “выздоровлениею”.

Обращение к психологу из-за десоциализации, дискомфорта или наличия какой-то ненормативности – это преодоление нижних уровней. Мы же сейчас говорим о более высоких уровнях, к которым человек должен стремиться. Более низкие уровни тоже правильно, это тоже должно быть, но вся наша жизнь – это продвижение все к большему и большему здоровью, и большему единству души.

И еще хотелось бы сказать о правильном сочетании в этом плане науки и религии. Дело в том, что очень часто озвучивают тему их противоречия, их несоответствия. Но на самом деле наука и религия должны дополнять друг друга, и каждый должен занимать свое место. При чем, с точки зрения науки, нам кажется, что наука – что-то такое точное и объективное. На самом деле, это далеко не так. Вся наука состоит из вещей, которые можно подтвердить эмпирическим и экспериментальным путем. Их можно считать более-менее доказанными, но как только мы входим в более тонкий и начальный этап, где невозможно провести опыты, там все становится на уровне гипотез. Возьмем, к примеру, историю. Есть хорошее выражение: “История – это политика, обращенная в прошлое “, потому как даже при отборе данных уже присутствует некое оценочное мнение.

Еще очень часто считают, что ученые – абсолютно беспристрастны, вне оценочного мнения. Но это неправильно. Любой человек приходит со своим взглядом на мир. И если мы затронем снова именно науку, то увидим, что любая теория предшествует фактам, потому как они отбираются и оцениваются в рамках какой-то существующей теории. Даже на уровне отбора фактов, возникает вопрос, почему именно на это обратить внимание, а не на то. И это абсолютно личностные мотивы, а когда мы переходим на уровень оценки этих фактов, особенно когда мы говорим о каких-то вещах, которые невозможно пощупать, попробовать, измерить и т.д., то там возникает еще больше предвзятости. Вспомним опять об истории. Есть такое выражение: “Настоящая история начинается там, где факт заканчивается”. Факты более или менее известные общедоступны – в интернете, в Википедии. А где входит человеческий фактор, где входит история? В оценке и в связи между фактами. Это все оценочные суждения, и нужно понимать, что это все гипотезы. Нужно бороться с оценочным мнением. Но не тем, что ты будешь стремиться быть еще более беспристрастным, а тем, что ученый попытается быть еще менее оценочным, еще более трезво смотреть на вещи.

Взаимодействие науки и религии может усовершенствовать оценочное суждение. Сначала нужно выстроить правильный взгляд на мир, и для этого должна прийти религия. Только с правильным взглядом на мир, где есть структуризация и где ты можешь понять, что такое хорошо и что такое плохо, у тебя изначально будет правильная гипотеза. Что имеется в виду под правильной? Это общая гипотеза, которая будет с широким взглядом. И как раз религия должна дать этот правильный оценочный взгляд и понимание хорошего и плохого.

Психология влияет на все, и даже ученый, в первую очередь, - человек со своим взглядом на мир. И именно, когда у него будет здоровый взгляд на мир и правильное оценочное суждение, он сможет все факты оценивать более точно, он может подходить к ним с более правильной позиции.

 

 

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Лидер – камень или губка?
5 советов от женщин ЦАХАЛа для успешной карьеры
Можно ли в субботу плавать в бассейне?
Полный текст главы "Дварим"
Праздник к нам приходит: кошерная праздничная мода зима-2017