Наверное, каждый родитель заинтересован том, чтобы его дети росли в постоянном интеллектуальном развитии. И в нынешнее время на родителей обрушивается колоссальный поток информации о том, какими средствами воспитывать своего ребенка, какие есть развивающие методики, игрушки, детские центры, книги, эксперты, приложения и устройства... Каждый ребенок изначально любознателен, испытывает природную потребность в познании окружающего мира, в том, чтобы чувствовать себя в этом мире «своим».
И всё же, естественное общение родителей и ребенка важнее для его развития, чем модные игрушки и компьютерные программы. Реально – дети будут усваивать и осваивать то, чему вы станете их учить. Не объяснениями, а своими действиями, своим личным примером. Если будете показывать ребенку буквы и цифры, он привыкнет рассматривать и узнавать буквы и цифры, но не это научит ребенка читать или понимать прочитанное, или решать математические задачи... Если мы хотим, чтобы ребенок начал читать, надо научить его именно этому: не только показывать буквы и знакомить со звуками, но и объяснять значение написанных слов. А для этого потребуется развитие эмоциональных и мыслительных способностей малыша.
Однако нельзя подогнать ребенка под определенные обществом шаблоны, чрезмерно стимулируя его развитие, ведь каждый – индивидуален. На ребенка влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют. Существует прямая зависимость между тем, как ребенок овладеет новой информацией и новыми навыками и тем, каким он себя чувствует – его уверенности в своей способности к обучению, его чувство собственной значимости, которое подкрепляется уважением к его природным движущим силам развития, к его внутренней жажде роста и познания. Главное условие интеллектуального развития ребенка – благоприятная, доброжелательная атмосфера в семье, укрепляющая в ребенке чувство уверенности в своих способностях.
Письмо Любавичского Ребе, Ханука, 5721 (1960) г.
Мне бы хотелось добавить один нюанс, на который обращают внимание хасидские книги. Когда родитель или учитель увещевает детей, он должен быть осторожен, чтобы не вызвать в ребенке чувство беспомощности или, не дай Б-г, отчаяния. Иными словами, запрещено, чтобы ребенок остался с ощущением, как будто он сам не годен, и у него нет шансов и т.д., и поэтому он может продолжать поступать, как вздумается. Наоборот, следует поддержать у ребенка ощущение, что он, проявив волю и настойчивость, способен преодолеть трудности, стоящие перед ним.
Дети – активные участники собственного развития, поэтому внимательное и заинтересованное отношение, доверие и разумная требовательность – все это придает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. Слова «требовательность» и «дисциплина» вовсе не означает «порицание» и «наказание». На самом деле это значит «обучение». Малыши не «выдадут нужный результат» в ответ на требования и наказания, но они очень хорошо реагируют на проявление безусловной любви. Ласковые слова одобрения и поддержки – вот верный стимул развития ребенка, особенно робкого, который, опасаясь неодобрения и неудач, не берется за дело. Дети, к которым относятся с уважением и поддержкой, более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно критикуют.
Несомненно, важно, чтобы с самых ранних лет родители воспитывали, прививали детям полезные привычки: самообслуживание, личная гигиена, прилежание, терпение и целеустремленность, преодоление трудностей, ясные духовные ориентиры. Вместе с этим важно подкреплять и поощрять природную детскую любознательность, жажду знаний, веру в доброту и любовь к прекрасному. Чтобы ребенок осваивал окружающий мир, рос в постоянном развитии – эмоциональном, умственном и практическом – нужно давать ребенку свободу изучать, созерцать и постигать мир всеми своими рецепторам, поощрять его задавать вопросы и не спешить предлагать готовые ответы, побуждая его самого размышлять и фантазировать.
Для освоения мира ребенку нужна игра, нужна его собственная вовлеченность в игру, через которую он запоминает знания и навыки – что для чего предназначено, что и как из этого возможно сделать, как это всё сделать вместе. Всё, что можно превратить в игру, лучше превратить в игру: повторять цвета, считать, изучать направления пространства (вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо) – все это можно во время игр, зарядки, прогулок. В играх можно развивать память: например, «игра в прятки» с маленьким ребенком – это спрятать за спину одну из нескольких игрушек и просить ребенка назвать исчезнувшую игрушку. Такой совместный процесс – огромное удовольствия для детей, ведь взрослые для ребенка – это старшие и больше знающие со-участники его жизни, его интересов.
Если дети растут в атмосфере поддержки и уважения их личности, там, где непринуждённая и тёплая обстановка, где много места для игр, творчества и креативности, где дети чувствуют интерес, вовлеченность и увлеченность своим исследованием-познанием мира (разрешено и безопасно для них самих – все трогать, ломать и снова собирать), увлеченность своим участием в совместных проектах – подготовке к праздникам или концертам, где с ребенком разговаривают на равных – объясняют, а не запрещают, говорят, что в его действиях было правильным, а что нет, показывают (а не указывают), как использовать те или иные предметы или материалы, поддерживают эмоционально и помогают найти нужные средства для его детских задач, – там ребенок развивается в состоянии радости, чувствуя уверенность в себе и сопричастность происходящему.
Что мы, родители, можем сделать, если хотим чем-то заинтересовать своих детей? Можем давать скрытые подсказки – осторожно, ненавязчиво, используя любые возможности. Пусть в поле зрения ребенка окажутся стимулирующие предметы – зацепки, привлекающие внимание – настольная игра, книга, журнал, музыкальный инструмент... Это не требует больших усилий, пусть они просто лежат там, где их очень легко заметить. Важно, чтобы ребенок заметил их сам, а природная жажда познания сделает свое дело (ведь даже взрослый человек часто не осознает, что какие-то мелочи и детали влияют на его решения и действия, так как на бессознательном уровне его мозг обрабатывает информацию постоянно и выборы совершаются неосознанно). Можно потом самому ненавязчиво показать ребенку, как обращаться с тем предметом, что привлек его внимание. Для ребенка родители – главный источник знаний. Второй важнейший источник – книги, которые дети видят в своем доме, видят, что родители читают книги, и на виду всегда должна быть какая-то книга, которую ребенок может взять в руки и почитать.
– Дедушка, я смотрю, ты все время читаешь только книги, а почему не газеты?
– Понимаешь, внучек, всё очень просто: книги делают человека умным, а газеты – нервным.
Именно родители могут создать атмосферу, в которой ребенок усваивает, каким быть как познавать жизнь и развиваться. Важно самим быть открытыми всему новому, читать и делиться прочитанным, вместе с детьми путешествовать, открывая новые места в своем городе, посещать музеи, театры, выставки. Всё это – необходимая пища для детской любознательности. Конечно, дети во многом отличаются от взрослых, но каждый из них, находясь с нами рядом, эмоционально впитывает и запоминает на глубинном уровне все картинки, звуки, запахи и прикосновения. Когда мы это понимаем, то более осознанно подходим к тому, какое впечатление производят на ребенка наши действия и слова.
Если создать для ребенка такую среду, атмосферу, богатую возможностями и вызовами, в которой можно найти много интересного, можно придумывать или решать разнообразные задачи, можно проявить себя творчески, искренне веря в собственный потенциал, – тогда у малыша разовьется самоуважение. Это сделает ребенка намного более способным к решению тех или иных задач или проблем, поможет адаптироваться в различных жизненных ситуациях.