Выдающийся мудрец Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, известен, в частности, своим комментарием на сказанное в книге «Зоар»: «Нет места свободного от Него». Он понимал под этими словами то, что зло наряду с добром и со всем сотворенным корнями уходит ко Всевышнему. Исходя из этого, ошибочно говорить об абсолютном зле, так как оно может быть лишь относительным, и быть злом лишь в глазах тех, от кого скрыта истинная суть вещей.
Бааль Шем Тов смог теоретически обосновать способ борьбы с «посторонними мыслями», которые посещают человека постоянно, а особенно – во время молитвы. Он считал, что человек должен верить в то, что Всевышний везде, даже в его мыслях, поэтому если во время молитвы человек отвлекается на постороннюю мысль, то это необходимо для того, чтобы он исправил и «поднял» ее. Человек, не верящий в это, тем самым уменьшает присутствие Всевышнего в мире.
Однозначно утверждать, что именно имеет в виду Бааль Шем Тов, когда говорит об исправлении и «поднятии» мысли, сложно. Дело в том, что использование метода Бааль Шем Това изначально предполагалось для узкого круга последователей рава, а не для широкой общественности. Бааль Шем Тов сам ограничил применение своей практики борьбы с «чуждыми мыслями», написав: «Если в момент появления “чуждой мысли” сразу стало понятно как исправить и “поднять” ее — следует приблизить ее и “поднять”. Однако если не стало ясно сразу как исправить и “поднять” эту мысль — скорее всего, она пришла помешать молитве и запутать человека. Такую мысль можно оттолкнуть».
Родоначальник хасидского движения осознавал, что не каждый способен благополучно исправить и «поднять» «чуждую мысль», поэтому считал, что его ученики не должны уделять этому много времени. Бааль Шем Тов утверждал, что «чуждая мысль» приходит к человеку вместе с некой «инструкцией» как ее исправить, а если эта «инструкция» не очевидна, а значит, человеку не дано исправить эту мысль, которая, судя по всему, просто пришла помешать ему молиться.
Хотя «чуждые мысли» и не требуется подавлять, сами по себе эти они не желательны. Но их нужно воспринимать не как что-то ненормальное, а как возможность служить Б-гу, так как эта мысль создана Им.
Психологи утверждают, что противостояние нежелательным мыслям способствует лечению депрессии и социальных фобий. Люди с различными видами зависимостей прежде всего учатся контролировать свои мысли.
Группа ученых во главе с доктором Даниэлем Вегнером в 1987 году исследовали проблему контроля над сильными эмоциями и способность игнорировать заведомо ложную информацию. Ученые разделили участников исследования на две группы. Одна из них получила задание не думать о белых медведях. Парадоксально, но люди из этой группы не могли отогнать от себя мысль о белых медведях, думая о них почти каждую минуту. Когда же им разрешили думать о медведях, мысли о них появлялись с еще большей частотой. Причем контрольная группа, которой изначально не запрещалось думать о белых медведях, думали о них значительно реже исследуемой группы. Отсюда следует, что проба уйти от определенной мысли наоборот, стимулирует ее чаще появляться в нашем сознании.
Вегнер объяснил этот феномен существованием двух механизмов сознания, отвечающих за подавление мыслей. Первый из них – это механизм слежения, второй же – оперативный механизм. Задача механизма слежения заключается в автоматической фиксации возникающих нежелательных мыслей, а также в запуске оперативного механизма, который, в свою очередь, предотвращает вторжение таких мыслей в сознание.
Выходит, что благодаря механизму слежения сознание получает информацию о нежелательности размышления на некоторые темы, тем самым побуждая его думать о них. Исходя из того, что механизм слежения работает на бессознательном уровне, а оперативный механизм – только при сознательном вмешательстве, эффективность оперативного механизма существенно снизится, если сознание уже занято какими-то мыслями. При высоком уровне стресса или сенсорной нагрузки подавление мыслей становится менее эффективным.
Другой ученый, Филипп Гольдин, считает, что не нужно заниматься тем, чтобы отгонять от себя навязчивые мысли, а лучше в отношении них занять позицию наблюдателя. Такая позиция поможет человеку вместо того, чтобы гнать из головы мысли, например, о личных проблемах, понять, что все они решаемы, и сделать их анализ с позиции незаинтересованного лица.
Гольдин проводил исследования с участием людей, которые страдают социальной фобией. Оказалось, что участники эксперимента подвергались меньшему стрессу, когда больше времени уделяли мыслям о своих страхах. Ученый доказал, что когда человек перестает бороться с навязчивыми мыслями, касающимися его социальной неадекватности, это ему помогает освободиться от боязни перед ними.
Стоит подчеркнуть, что здесь не говорится о том, что человек должен уйти с головой в нежелательные мысли или же довериться им. Отнюдь – человеку нужно только принять факт их появления, а не их содержание. Гольдин рекомендует человеку относиться к нежелательным мыслям как к чему-то неизбежному, но при этом не принимать их близко к сердцу. Естественно, что новичку такая техника контроля за сознанием не под силу – на ее освоение уходит немало времени.
Вернувшись к методам Бааль Шем Това, заметим, что они аналогичны методам современной психологии. Их объединяет то, что они не рассматривают подавление мыслей в качестве действенного способа борьбы с ними. Человек должен воспринимать их как нечто нежелательное, а не опасное или дурное. Отвлеченный анализ мыслей позволяет их в итоге избежать.
По материалам р. Даниэля Левина