Психология человека такова, что, если на его проблемное поведение обращать много внимания, оно еще больше в нем укрепится.
В нейролингвистическом программировании (НЛП) существует такое понятие, как пресуппозиция, когда, например, ребенок ведет себя в соответствии с тем, как родители от него ожидают. Нередко бывает так, что взрослые бояться, чтобы их дети переняли их нежелательные черты, и когда дети все же повторяют поведение родителей, те, в свою очередь, еще больше заостряют на этом внимание. Например, в непьющей семье всех только повеселит, если ребенок вдруг попросит налить ему вина, чего не скажешь про семью алкоголиков, которые больше всего бояться, чтобы их ребёнок был таким же. Во втором случае, вероятнее всего, на ребенка накричат и напугают, чтобы у него точно в дальнейшем не возникло мыслей об алкоголе. В итоге, получается обратный эффект: все сказанное ребенку на повышенных тонах и в стрессе действует на него словно гипноз, то есть, если на ребенка сказать, что он глупый, то он решит, что он такой и есть на самом деле, а если сказать, что он умный и сообразительный, то ребенок в это поверит без всяких сомнений.
Многие ошибочно полагают, что только крики на ребенка или рукоприкладство в отношении его приводят к эмоциональным сложностям. На самом деле, даже если ребенку спокойно и со всей любовью постоянно говорить, что он медленный или невнимательный или несмышлёный, то его подсознание это зафиксирует, и он таким и станет.
Когда в семье не принято поддерживать друг друга, а максимум утверждается, что нет ничего страшного, если планы не реализуются, то человеку из такой семьи странно и необычно слышать, что он может справиться с проблемой и у него все получится – а как раз на этом и делает акцент иудаизм.
Родители должны контролировать свои пресуппозиции, которые можно разделить на словесные и несловесные. К словесным пресуппозициям относятся фразы и выражения, а к несловесным – домашняя атмосфера или тон разговора.
Разберем применение пресуппозиции в речи. Если вопрос содержит слово «почему», то это и есть пресуппозиция. «Почему ты ничего не успеваешь?». «Почему ты не можешь убрать в своей комнате?». Зато слово «как» гораздо реже встречается в вопросах родителей. «Как ты быстро собрался?», «Как ты смог выучить такое сложное стихотворение?».
Существует два вида коммуникации – вербальная (словесная) и подсознательная.
Приведем пример. Когда после объяснения чего-либо, задается вопрос: ты все понял? А в ответ вы слышите «понял», но интонация и поведение выдают совершенно обратное. Однако взрослым больше интересна словесная составляющая диалога (особенно, когда это им выгодно), тогда как дети больше воспринимают несловесную часть коммуникации.
Теперь представьте другую ситуацию. Мама, заходя в комнату к сыну, задает вопрос: «Игрушки ты, конечно же, не убрал?». Однако именно в это раз сын убрал все игрушки и отвечает: «Убрал». Какие чувства при этом испытает мама? Она обрадуется и решит как-то поощрить ребенка? Вероятнее всего, нет. Мама расстроиться, что она оказалась неправа, и начнет искать другой изъян, или же ответит в таком духе: «Убирать в своей комнате – это твоя обязанность!». В итоге ребенок уяснит, что даже убрав все свои игрушки, он все равно расстраивает маму.
В следующий раз, когда сын забудет навести порядок в комнате, и на традиционный вопрос матери: «Игрушки ты, конечно, не убрал?», она увидит, что все так, как она и предполагала, она обрадуется в душе, потому что она оказалась права. И хотя формально она и отругает сына, тот запомнит: мама расстроена, когда в комнате порядок и радуется, когда в комнате беспорядок.
Была одна история про то, как одной молодой учительнице доверили классное руководство. К концу года абсолютно все ученики этого класса повысили свою успеваемость. Тогда директор школы решила поинтересоваться у этой учительницы, как та смогла добиться таких результатов. Оказалось, что учительница была уверена, что ей достались исключительно умные дети. Этот вывод она сделала, ошибочно приняв число напротив фамилии ученика, обозначающее номер его шкафчика, за результаты IQ теста. Получается, что дети стали талантливые лишь благодаря пресуппозиции учительницы, что ей достался класс талантливых детей.
Для родителей нужно настроить себя ожидать от своего ребенка только хорошего поведения. Когда ребенок ведет себя хорошо, его нужно всячески поощрять и хвалить. Но если ребенок начинает себя вести не так, как вы того бы хотели, то не нужно еще больше фокусировать его внимание на этом, а спокойно поправить, не «раздувая» проблему еще больше.
Правильный (и очень еврейский) подход – не надо говорить ребёнку фразу «Почему ты не убираешь игрушки», ведь она означает, что он никогда не убирает игрушки. Лучше донести до ребёнка лаконичную просьбу: «Убери игрушки, пожалуйста». Если ребенок таки постарался и привел свою комнату в порядок, то нужно обязательно его похвалить, сказав, какой он молодец, что убрал на место свои игрушки.
Очень хорошо помогает разговаривать с ребёнком так, будто он уже является таким, каким вы его хотите видеть.
По материалам toldot.ru