В иудаизме человека сравнивают с деревом. Уход и забота о дереве – полив, внесение удобрений, вырывание сорняков – это наша родительская обязанность в отношении своих детей. «Полив» – это наша неизбывная любовь к детям, «внесение удобрений» – ориентировать их на высокие идеалы и достойные цели в жизни, «вырывание сорняков» – искоренение дурных привычек. Бывает, что молодое дерево необходимо привязать к палке, чтобы оно не искривилось, ибо потом его уже не выпрямить. И как в дальнейшем на дереве вырастают прекрасные плоды, так и правильно воспитанные дети вырастают в талантливых творческих людей.
Еврейские родители всегда хотят, чтобы ребенок с раннего детства развивался в нужном направлении, всегда видят в своем ребенке его таланты и достоинства, а если ребенок ведет себя плохо, родители создают такие условия, в которых плохое поведение ребенка превращается во что-то совершенно чуждое и абсолютно не адекватное его представлениям о себе.
В еврейской семье мальчик Изя сделал шкоду, и его мама сказала: «Изя, ты же хороший мальчик, а хорошие мальчики так не поступают, тем более будущий профессор».
Еврейское воспитание – это воспитание совести, а совесть дает силы противостоять соблазнам и быть ответственным за себя перед другими. Цель воспитания – не сделать ребенка «удобным» для родителей, а развивать любознательность и самостоятельность, честность, организованность, целеустремленность, закреплять полезные привычки с детства – так они не вызывают дискомфорт или чувство ограничения прав и свобод. Если ребенок с детства занимался музыкой, повторяя все упражнения, то во взрослом возрасте не боится и не избегает нудной и однообразной работы.
Когда родители говорят вслух о своей любви к детям, они тем самым усиливают ее. А идише мамэ знает: самое главное в воспитании ребенка – это как можно чаще выражать свою любовь к ребенку, и не только словами. Ведь детям хочется, чтобы родители общались с ними, разговаривали, слушали, смотрели на них, гладили, целовали. Таким образом, выражение любви становится инструментом воспитания, который родители используют намеренно или невольно: если поступок ребенка огорчает родителей, ребенок стремится как можно скорее получить прежнее выражение любви и готов исправить свое поведение.
Строгость воспитания – это устранение привычек и качеств, которые препятствуют развитию ребенка. Но и это делается с любовью и милосердием. Арье Кармель в книге «Иудаизм. Еврейский образ жизни» писал
«... к каждому случаю, для которого нет специальных указаний, необходимо подходить, основываясь на принципе любви, который пронизывает всю Тору».
Родители могут изменить проблемное поведение ребенка поэтапно. Нельзя думать, что это временное явление, и вскоре ребенок его перерастет. Подобное отношение позволяет плохому поведению ребенка войти в привычку, а потом изменить это будет еще сложнее. В некоторых случаях требуется вмешательство специалистов, однако во многих случаях родители могут самостоятельно справиться с задачей. Надо знать и помнить, что большинство привычек и качеств приобретается, хотя на некоторые качества могут влиять биологические факторы. Вполне возможно научить застенчивого ребенка общаться, чтобы чувствовать себя увереннее в коллективе; агрессивный может научиться управлять своим гневом, а импульсивного можно научить обдумывать поступок, прежде чем действовать. Многие качества и привычки поддаются изменениям (для этого разработано множество научно обоснованных методик). Важно не ждать, что ребенок изменится сам по себе.
Для изменений требуется время и обязательства. Ни одна привычка, ни одно негативное качество не изменится окончательно до тех пор, пока родители не научат ребенка другому качеству, заменяющему первое. Задумайтесь: если вы говорите ребенку не вести себя так, то что ему делать вместо этого? Без замещающего поведения он, скорее всего, будет продолжать вести себя по-прежнему. А для этого нужен хороший пример.
Хорошие качества приобретаются легче, если перед глазами есть образец поведения. Поэтому мы как родители должны быть уверены, что наши качества и наш пример совпадают с теми, которые мы хотели бы видеть в своих детях. Любые желательные качества и привычки требуют практики – до тех пор, ребенок не начнет применять это качество самостоятельно. Ведь если ребенок не умеет играть в футбол, то сначала придется тренировать его в течение нескольких недель, и только после этого выпускать на игру.
На каждом этапе формирования новых качеств и полезных привычек детям необходимо поощрение и признание, а результат заслуживает празднования. Это воодушевляет, это – сплоченность родителей и детей в одну «команду». Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему.