«Почитай отца своего и мать свою» – эта заповедь дана не одним только детям – люди, ставшие родителями, сами должны с почтением относиться к себе в этом качестве, должны уважать в себе самом родителя своих детей. Почитание себя как в качестве отца или матери проявляется прежде всего в том, что люди ведут себя так, как они хотят, чтобы вели себя их дети, в том, что требуют к себе должного уважения и приучают детей к исполнению заповеди об уважении к родителям. Детям необходимы авторитеты, и родители должны быть авторитетом для своего ребенка. Это всегда и во всем человеку на пользу!
Известна история об одном человеке – он руководит крупной фирмой, ему около 50 лет... Однако мама звонит ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого – позвонила мама – на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт: «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот результат еврейского воспитания.
Дети для родителей – главное сокровище, и, как и все родители, еврейские мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок реализовал заложенный в нем потенциал, был счастлив в семейной жизни, стал уважаемым в своем кругу, успешным и удачливым в делах и т.п. Еврейские родители стремятся воспитать ребенка так, чтобы в его душе всегда было уважение к учению, к знаниям, к духовным истинам. Духовная составляющая в воспитании несравненно важнее материальной.
«Тора учит нас, что все милости и добрые дела, которые может сделать человек за всю свою жизнь, – ничто по сравнению с воспитанием сыновей и дочерей, чтобы они «соблюдали путь Б-га: творить милость и справедливость» (из книги «Ты и твой дом» Элиягу Ки-Тов)
Есть принципы воспитания, соблюдение которых обязательно даст хороший результат.
Во-первых, надо сразу поставить высокую планку требований, давая понять даже самому маленькому ребенку, что Б-г дал ему способности, поэтому с него и спрос большой.
Во-вторых, ребенок в своей семье усваивает шкалу жизненных приоритетов – что важно и ценно, а что недопустимо – человеческие качества важнее денег, а недопустимо злословить о других людях, нужно предостерегать своих детей от поступков и слов, которые могут навредить или вызвать замешательство у другого, быть чувствительным к страданию любого создания, помогать бедным и тем, кто попал в беду.
В-третьих, чтобы быть спокойным за ребенка и уверенным в нем, родители должны придерживаться такого принципа: «Веди себя при ребенке так, как ты хотел бы, чтобы он себя вел». Не должен человек говорить ребенку, что он даст ему что-нибудь, а потом не выполнит обещания, потому что это учит ребенка лгать, а основа хорошего воспитания – истина, и если убрать этот фундамент – все здание рухнет. Нельзя своим отношением выделять одного ребенка среди других своих детей – ни в положительную сторону, ни в отрицательную. Если у человека много детей, и кто-то более дорог родителями своими отличиями – способностями, красотой, или наоборот, кто-то из детей отличается от остальных в худшую сторону – внешним видом, непонятливостью, – нельзя ничем выделять такого ребенка и относиться к нему иначе, чем к остальным. И надо быть очень осторожным, чтобы не вызвать зависти между детьми.
Надо приучать ребенка проявлять милосердие ко всем созданиям – к человеку и к животном, а если ребенок провинился, его следует отругать, сказать: если бы ты знал, как плохо поступил, наверняка ты бы не сделал этого, а теперь, когда ты знаешь, остерегись на будущее и больше этого не делай. А потом, спустя короткое время уже проявить к нему приветливость, не напоминая о его вине слишком часто. Еврейское воспитание строится на моральной силе действия: то, что мы требуем от ребенка, – выполняем сами. В таком случае понятно, что личный пример, который показывают детям, – это одна из великих и важных основ воспитания.
Взрослым непросто признать в ребенке личность.
– Изя, ну конечно, у тебя на все должно быть свое мнение! И сейчас мама тебе его расскажет.
Поэтому очень важный воспитательный ход – проследить перспективу действий в настоящем, позитивную или негативную. Можно постепенно вводить ребенка во взрослую жизнь, говорить о взрослых делах и задачах, – чем больше доверительных разговоров – тем лучше. Когда в семье существует тесная эмоциональная связь между родителями и детьми – родители обладают необыкновенной силой воздействия. А в 13 лет, согласно еврейской традиции, мальчик становится взрослым, полноценным членом еврейской общины, он обязан выполнять все заповеди Всевышнего. С 13 лет мальчик становится мужчиной, и все в семье относятся к нему, как к мужчине. После бар-мицвы никому из близких в голову не придет нянчиться с ним, наказывать или заставлять что-то делать. Поэтому истинно еврейское воспитание соотносит с Торой все помыслы и поступки, сопутствующие становлению каждого еврея как личности.