Скромность считается одним из самых ценных качеств в иудаизме. Скромность внешнего облика известна как «цниют» – скромность женщины в одежде и поведении. «Анава» – это скромность как моральная ценность, душевное качество человека, основа для выполнения заповеди любви к ближнему. Прежде всего, скромность является признанием того, что всё, чем мы наделены – всеми своими особенностями и свойствами, – это дар Творца, а значит, повод для благодарности. Также скромность –это признание человеком того, что другие люди равны ему в человеческой ипостаси, что у каждого человека есть свое достоинство, вне зависимости от личных достижений, материального положения и социального статуса. Признание того, что и у любого другого человека – так же: всякое преимущество – положительные качества, одаренность, способности, ум, талант, красота, здоровье, имущество, – всё это дар свыше. И если в чём-то человек несомненно превосходит других людей, это не повод ощущать своё превосходство также и во всём остальном.
Алтер Ребе говорил, что благо, ниспосланное Всевышним человеку, обязывает его к еще большей скромности и самокритичному отношению к себе.
Всегда и во всем скромность полезна для человека и для его достоинства. В общении человек благодаря скромности (отсутствию самовозвеличивания) открыт к общению и готов воспринять мнение и аргументы другого человека, не проявляя к ним высокомерия, но проявляя уважение к его выбору, мнению и воззрениям. За это искреннее уважение скромный человек приятен людям, ему симпатизируют и в его присутствии другие люди чувствуют себя спокойно: скромное поведение создает психологическую безопасность для других людей. Скромность в отношении людей удерживает человека от высокомерия, горделивости, агрессивности и развязности, , побуждает воздержаться от многословия и хвастовства, от притеснения других людей и нанесения им обид, помогает уважать и соблюдать права других людей, быть надежным и безопасным для окружающих.
Скромность позволяет человеку достаточно быстро развивать в себе и другие ценные качества: добросердечие, уважительность в общении, любовь и чуткость к другим, внимательность и бережность в отношениях. Скромность позволяет человеку через смирение быстро побороть и подавить в себе негативные чувства (раздражение, гнев, негодование, зависть, ненависть, мстительность, жажда почестей и т.д.), проявлять смирение и терпимость к мелким недостаткам людей, быть требовательным к себе самому.
Если человек не культивирует, не развивает в себе качество скромности, то её место займет гордыня, основанная на ложных представлениях человека о себе, о собственной идеальности, об отсутствии недостатков и о том, что его достоинства – это его личная заслуга. Известно же, что гордыня ослепляет человека ложным ощущением величия, чувством собственной важности, из-за чего человек теряет адекватное восприятие реальности, становится неспособным к разумному самоуправлению, считая, что на всё имеет право, приходит к ошибочным умозаключениям и, находясь во власти самообмана, принимает неверные решения. Гордыня приводит к падению, побуждая человека заниматься поисками подтверждения собственного авторитета в глазах других людей.
Человек, который скромничает для того, чтобы услышать себе хвалу, грешен в грубейшей форме гордыни. (Хасидская мудрость)
Скромность как внутреннее качество человека проявляется в отношении людей в том, что человек сам избегает почестей, отказывается от власти над другими людьми и предпочитает не выделяться и не возвеличиваться каким бы то ни было образом, особенно там, где это не уместно. Скромность в поведении проявляется в жестах и движениях, в осанке (держись прямо, но «не задирай нос») и походке, в том, какое место стремится занять человек, как одевается и как говорит. Скромность побуждает человека общаться так, чтобы собеседник его услышал, – говорить не резко, не раздраженным или напряженным тоном, а спокойно и уважительно по отношению к к другому человеку, без презрения или высокомерия, не повышать голос на другого человека.
О Моше сказано, что он отличался необыкновенным качеством, за которое и удостоился стать главой народа. Это — его исключительная скромность. Скромность научила его говорить с любым человеком на его языке.
Проявление в речи скромности по отношению к людям – в том, что человек не допускает употребления вульгарных и грубых слов, ругательств, нецензурной лексики и двусмысленностей. Скромность и любовь к ближнему побуждают человека первым приветствовать других людей, говорить о людях только то, что достойно уважения и похвалы, избегать порицания и рассказов о недостатках других людей. Главное – отсутствие злословия.
Проявление скромности в том, как одевается человек, – опрятность и чистота одежды, отсутствие вычурности и вызывающей роскоши. Даже когда человек заслуженно занимает высокое положение в обществе, скромность побуждает его быть щепетильным в вопросах привилегий, одеваться достойно, изящно и сдержанно, стремясь не вызвать одеждой повышенное внимание к себе.
Почему преуспевающий человек не имеет права гордиться собой? Дело в том, что упоение личным триумфом и успехом приводит к высокомерию, агрессивности и нравственной глухоте. А осознание собственной уязвимости, понимание того, что судьба непостоянна, — все это, напротив, делает нас скромными и укрепляет наши этические представления. (Рав Йосеф Дов Соловейчик, «Катарсис»).
Также скромность позволяет человеку признавать свои ошибки, не мнить о себе «я всегда прав» и воздерживаться от споров, так как нет потребности доказать свою правоту. Важнейшая черта скромности – это способность прислушиваться к критике, не злясь на неё, но наблюдая в ней пользу, ибо умственное высокомерие – обратная сторона невежества. Вместо этого скромность побуждает относиться к людям без предубеждения, предполагать, что другой человек вполне может оказаться носителем ценных знаний, слушать мнения и советы других, чтобы извлечь полезную информацию. Если человек скромен, он открыт для учения.
Скромность – основа спокойного состояния души, в котором человек выполняет заповеди с искренним желанием, пребывая в такой внутренней гармонии чувств и потребностей, когда он удовлетворен и счастлив тем, что делает добро. И ему будет неприятно, что за это расхваливают и трезвонят об этом как о чем-то особенном, необыкновенном.
Как взрастить в себе качество скромности? Всегда помнить, что изначально мы одарены Творцом, каждый из нас имеет свои достоинства. Иметь достойные образцы для подражания. Сформировать «привычку – вторую натуру»: практиковать правильные действия и поступки – в общении с другими людьми, в речи, в одежде, в своих стремлениях. Помогать нуждающимся, избегая тщеславия и кичливости. К старшим относиться с почтением, к младшим – с заботой. Критику считать информацией к сведению. Делать то, что имеет реальную ценность и пользу. Всегда напоминать себе, что «нет предела совершенству», так как все мы постоянно на ходимся в процессе развития. Размышлять о своих чувствах, чтобы познать их, быть с собой честным и адекватно оценивать себя. Скромность – противоядие от гордыни, тщеславия и ложного эго.