Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Потерянная красота: внутреннее убранство синагог Украины
История и культура

Потерянная красота: внутреннее убранство синагог Украины

Евгений Шнайдер
23 февраля 2016, 14:02

В первой части статьи мы немного разобрались с архитектурой и наружным оформлением синагог, и теперь пора заглянуть внутрь "малого храма". К сожалению, здесь дела обстоят намного хуже - если некоторые здания бывших синагог "дожили" до наших дней, то вот интерьеры практически не сохранились. Оно и понятно - многие здания успели поменять свое предназначение по несколько раз. И если из синагоги делали какой-нибудь склад, то хранить картошку в Арон Кодеше (месте для хранения свитков Торы) не очень удобно; если из бывшей молельни устраивали больницу - пациенты вряд ли оценили бы по достоинству росписи стен сценами из будущей после прихода Машиаха жизни... Поэтому практически все интерьеры уничтожены, но кое-где еще можно увидеть следы былой красоты. Попробуем их отыскать и мы.

Как мы уже говорили, внешние формы и декор синагог строго регламентировались местными властями, накладывавшими многочисленные ограничения на архитектурное решение фасадов, высоту и месторасположение здания. А вот внутри евреи могли себя не ограничивать, и эта свобода полностью реализовалась в исполнении интерьеров синагог. Каждая деталь здесь, каждое изображение, даже их порядок - все наполнено глубоким символизмом. Внутреннее убранство синагоги раскрывает самые сокровенные чаяния еврейского народа - приход Мессии и возвращение в Иерусалим.

Главный элемент в интерьере синагоги - Арон Кодеш, или Святой Ковчег. Это шкаф, в котором хранится главное достояние синагоги - свиток Торы. В богатых общинах свитков могло быть несколько - один читали в обычные дни, другой - на праздники или в особые дни. Соответственно, размер Арон Кодеша мог быть разным, но общее было одно - максимально насыщенная и символичная декорация. Украшенные богатой резьбой Ковчеги деревянных синагог могли достигать высоту до 15 метров. Они состояли из трёх ярусов. В первом, собственно, находились свитки Торы. Во втором обычно устанавливались символические Скрижали Завета с Десятью заповедями. В третьем ярусе изображались парные львы или грифоны, корона, благословляющий жест коэнов. Все это увенчивал двуглавый орел как символ Б-жественной власти. Все детали покрывались ажурной резьбой, по сторонам Арон Кодеша, а зачастую на каждом его ярусе, устанавливались символические колонны - Яхин и Боаз, в память о коэнах, находившихся в Храме во время его разрушения.

 

Арон Кодеш в Староконстантинове, Хмельницкая обл. Фото экспедиции Ан-ского, 1912

 

Арон Кодеш в Паволочи, Житомирская обл. Фото экспедиции Ан-ского, 1912

 

О размерах Святого Ковчега можно получить представление по фотографиям П.Жолтовского, сделанных им в подольском местечке Зиньков. Зиньковская синагога была самой большой на Подолье. Ее строительство не коснулись обычные ограничения местных властей - отношения между еврейской общиной и католической церковью в местечке были добрососедскими. По рассказам современников, католические священники на Йом Кипур приходили в синагогу понаблюдать за действом, их усаживали на почетные места, многие знали иврит и следили по сидурам за ходом молитвы. Арон Кодеш в этой синагоге занимал все пространство от пола до потолка - 3 этажа!

 

Зиньков, Хмельницкая область. Синагога, фото П.Жолтовского, 1930

 

Зиньков, Арон Кодеш в синагоге. Фото П.Жолтовского, 1930

 

В каменных синагогах с размерами дело обстояло поскромнее, но выполненные из камня элементы Арон Кодеша выглядели намного монументальней, создавая единый гармоничный ансамбль с восточной стеной и всем зданием синагоги в целом. Сами элементы и их расположение оставались неизменными, но были более выразительными. Один из красивейших дошедших до наших дней Ковчегов находится в Сатановской синагоге. По-видимому, в местечке поколениями проживали умелые мастера по камню - проработка деталей такая же великолепная, как и на памятниках знаменитого Сатановского кладбища - настоящего музея под открытым небом.

Еще один обязательный элемент - круглое окно, устраиваемое над Арон Кодешем. Во многих синагогах такое же окно было и на западном фасаде. Луч света, как бы прокалывавший здание насквозь, символизировал Б-жественную власть, пронизывающий всю нашу земную жизнь.

 

Гусятин, Тернопольская область

 

Жовква, Львовская область

 

Сатанов, Хмельницкая область

 

Другим, не менее важным элементом синагоги является Бима - специальное возвышение, на котором читается свиток Торы. В старых оборонных синагогах, квадратных в плане, Бима размещалась в самом центре здания. Когда план синагоги вытянулся, Бима устанавливалась ближе к восточной стене, напротив Арон Кодеша. Сама конструкция представляла собой высокий постамент, к которому вели ступени. Ограждение Бимы и поручни ступеней украшались богатой декоративной резьбой или ажурными коваными элементами.

 

Миньковцы, Хмельницкая область. Ограждение Бимы. Фото П.Жолтовского, 1930

 

Бима в старых синагогах обычно была в двух модификациях. Первая - это 4 колонны, установленные по углам, иногда пространство между ними по всей высоте также заполнялось декоративным ограждением, создавая впечатление отдельного, закрытого пространства, ассоциировавшегося с Мишканом - переносным Храмом. Вообще, во всех элементах синагог было очень много таких визуально подчеркнутых ассоциаций именно с Мишканом, а не только с Храмом; окружающая действительность воспринималась евреями как пустыня, через которую в данный момент еврейский народ осуществляет переход по направлению к главной цели - Земле Израиля и Третьему Храму.
Такие колонны могли просто доходить до перекрытия, но особенно ощущение замкнутости, защищенности появлялось, когда они увенчивались отдельным, расписанным изнутри куполом.

 

Бершадь, Винницкая область. Простенькие колонны вокруг Бимы.

 

Луцк, Волынская область. Монументальные колонны с перекрытием. Фото экспедиции Ан-ского, 1912

 

Второй вариант Бимы представлял собой открытую возвышенную площадку, окруженную балюстрадой. Такая Бима была большей по площади, иногда на возвышенности даже размещалось несколько скамей. Во всех случаях, Бима имела сквозной проход - свиток Торы заносился с одной стороны, а уносился с другой, совершая по синагоге своеобразный круг почета.

В современных синагогах появилась и третья модификация - мобильная Бима на колесиках. В случае необходимости она откатывается в сторону, увеличивая пространство и вместимость молельного зала для проведения сборов или торжественных мероприятий, ведь функции синагоги давно уже не ограничиваются только религиозной составляющей.

 

Шаргород, Винницкая область. Открытая Бима.

 

Хуст, Закарпатская область. Открытая Бима со скамейками.

 

Еще одним важным элементом внутреннего пространства синагоги была специальная коробка для сбора пожертвований - цдаки. Цдака - одна из важнейших заповедей иудаизма, и оформлению такой емкости также уделялось много внимания. Современный стандартный вариант - это отдельный, стоящий обычно недалеко от входа красиво оформленный ящик. Технический прогресс не стоит на месте, и в некоторых больших синагогах для этой цели даже установлены специальные безналичные терминалы. А в старинных каменных синагогах емкость для цдаки, так же, как и Арон Кодеш, была стационарным элементом, являясь частью самого здания.

 

Подгайцы, Тернопольская область. Фото польского сайта sztetl.org.pl

 

Херсон, коробка для цдаки в синагоге ХаБаД

 

Самым интересным в интерьере синагоги были росписи, покрывавшие все стены и потолок. В деревянных синагогах, как можно видеть на старых фотографиях, росписи представляли собой сплошной ковер, покрывавший все внутреннее пространство молельного зала. В него органично вписывались Арон Кодеш, окна, двери. Изображались, в основном, библейские мотивы - сцены из еврейской истории, атрибуты мессианского времени, виды Иерусалима. Встречались и сцены из современной местечковой жизни. Также распространены были различные аллегории. Например, двуглавый орел, держащий в лапах двух зайцев, символизировал Бога и богобоязненных евреев; медальоны с изображением трех рыб или бегущих по кругу зайцев - символ непрерывного течения времени. Практически во всех синагогах росписи включали и знаки Зодиака, растительные мотивы, ассоциирующиеся с Древом жизни и Эдемским садом. Сюжетные линии разделялись между собой растительными орнаментами,

 

Миньковцы, Хмельницкая область. Фото П.Жолтовского, 1930

 

Михалполь, Хмельницкая область. Фото П.Жолтовского, 1930

 

Смотрич, Хмельницкая область. Орел, держащий зайцев. Фото П.Жолтовского, 1930

 

Михалполь, Хмельницкая область. Медальоны с изображениями зайцев и рыб (вверху), и знаки Зодиака (внизу). Фото П.Жолтовского, 1930

 

Отдельное внимание уделялось росписи купола синагоги. Если на стенах изображались исторические и современные мотивы, то купол или потолок уже символизировал мир грядущий, здесь можно было видеть атрибуты мессианского времени в том виде, в котором они представлялись синагогальным художникам. Центром композиции могла быть роза или, в более поздних синагогах, звезда Давида.

 

Смотрич, Хмельницкая область. Роспись купола. Фото П.Жолтовского, 1930

 

Бершадь, Винницкая область. Потолок синагоги.

 

В каменных синагогах структура росписей была несколько другой. Сюжетные линии делились на 2 или 3 яруса по высоте стены. Нижний ярус был текстовым. Здесь записывались некоторые молитвы и благословения, фрагменты текстов, повторяемые всей общиной вслед за хазаном во время общественных молитв. Такие тексты размещались в порталах, символизирующих проход в другой мир, нарисованных или рельефных.

 

Жовква, Львовская область. Фрагмент росписи.

 

 В следующем ярусе, как и в деревянных синагогах, изображались исторические сюжеты, библейские животные, медальоны. Практически обязательным атрибутом было изображение четырех животных из трактата Мишны "Поучение отцов": "Йеуда, сын Теймы, говорил: будь дерзок, как тигр, стремителен, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю отца твоего небесного"

 

Чортков, Тернопольская область. "Будь быстрым, как олень". Сам олень завален кучей строительного хлама, только рога видны...

 

Львов, современная хасидская синагога. На каждой стороне по одному животному (прямо по курсу - тигр)

 

В третьем ярусе располагались знаки Зодиака и мессианские атрибуты. Это, однако, не было правилом. В некоторых синагогах знаки Зодиака находились в одном ярусе с другими сюжетными линиями, иногда вперемешку. В других синагогах некоторые тексты молитв размещались над изображениями.

 

Чортков, Тернопольская область. Сохранившееся изображение знака Зодиака.

 

В отдельных синагогах росписи частично сохранились, кое-где их пытаются реставрировать. Интересный случай произошел в г.Черновцы. Здание одной из бывших синагог сейчас принадлежит христианской протестантской общине. Там решили делать ремонт, стали обдирать стены - и под слоем штукатурки обнаружились синагогальные росписи. Пока ремонт стен приостановили, решается вопрос сохранения этих фресок. Красиво оформлена синагога в г. Хуст на Закарпатье. А из современных заслуживает внимания уже упоминавшаяся выше Львовская синагога хасидов течения Карлин-Столин.

 

Черновцы, найденные фрески в бывшей синагоге.

 

Хуст, оформление синагоги

 

Львов, синагога хасидов Карлин-Столин

 

Поскольку по нынешнему состоянию синагог сложно получить полное представление о том, как выглядел их интерьер, в завершение обзора приведу несколько фотографий красивейшей, на мой взгляд, из сохранившихся местечковых синагог. Находится она в Польше, в бывшем местечке Ланьцут.

 

Ланьцут. Таблицы с текстами, парные единороги и двуглавый орел над окнами.

 

Ланьцут. Бима.

  

 

Ланьцут. Животные из "Поучения отцов" чередуются со знаками Зодиака.

Использован материал:

  1. Е.Котляр. Синагоги еврейских местечек.
  2. С.Таранушенко. Синагоги Украины.
  3. В.Лукин. 100 еврейских местечек Украины. Подолия, вып.2
  4. А.Соколова. Архитектура штетла в контексте традиционной культуры.

 

 

 

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

В бой под желто-голубым флагом. «Жидівський пробойовий курінь»
Еврейская рота батьки Махно
Конница Салько Ротенберга
Евреи и украинцы – исторические соседи или чужие?
Забытые штетлы Подолья: Верховка