Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Посвящение кольцом: история обычая
Образ жизни

Посвящение кольцом: история обычая

U-jew
23 августа 2017, 11:00

Иногда у будущего жениха возникает вопрос, можно ли в наше время на свадьбе вместо обручального кольца подарить невесте что-нибудь более практичное, сервиз или стиральную машину?

Для начала, давайте вспомним некоторые обычаи еврейской свадьбы. Известна мишна в трактате «Кидушин»: «…жена “приобретается” мужу тремя путями: деньгами (кесэф), документом и супружеством». И хотя все три способа посвящения занимают свое место в Законе, принято «посвящать» деньгами или предметом, имеющим стоимость. Рамо (рабби Моше Иесерлес), автор комментария «Маппа» к «Шульхан Аруху», пишет: «И принято посвящать кольцом, смысл этого разъясняется подробно в «Тиккуней Зоар».

 

Современный посек, автор книги «Несуин кеилхатан» р. Биньямин Адлер пишет: «Текст посвящения, принятый сегодня – «вот ты посвящаешься мне этим кольцом по Закону Моше и Израиля», и не следует менять ничего в этом общепринятом тексте, добавлять или убавлять слова, так как любое добавление, изменение или другое искажение ведет к сомнению в законности самой церемонии». Таким образом, получается, что посвящение чем-либо, кроме кольца, вызывает изменение текста «Кидушин» и представляет, по мнению р. Адлера, алахическую проблему. У ашкеназских евреев и в большинстве современных сефардских общин правило Рамо соблюдается неукоснительно, однако в некоторых общинах сохранились и другие обычаи.

 

Обычай евреев Йемена и багдадских евреев

Текст посвящения, указанный в традиционных сидурах Йеменской общины, отличается от версии Рамо, он произносится на арамейском языке и означает следующее: Посвящаешься мне в жены, жениху такому-то сыну такого-то невеста такая-то дочь такого-то, по всем законам и обычаям данной местности, этими деньгами, принадлежащими мне, по закону Моше и Израиля». И известно, что до недавнего времени в Йемене делали кидушин с помощью монеты и по этому нусаху, однако в последнее время распространился общепринятый обычай. Пишет «Бен Иш Хай»: «Есть те, кто посвящает женщину тремя монетами, золотой, серебряной и медной, но наилучшим выполнением мицвы будет посвящение кольцом».

 

Мнение Талмуда, подтверждающее правильность йеменского обычая

Алахический источник обычая йеменских евреев – тосефта «Кидушин», приведенная в Гемаре «Кидушин» (48:2): «посвятись мне этим кубком». Далее Гемара рассуждает, имеется ли в виду сам кубок или то, что в нем, и приходит к выводу, что если в содержимом кубка есть стоимость пруты (небольшой медной монеты) – посвящение состоялось. Для обычая посвящать кольцом прямого источника в Талмуде не имеется. Есть, однако, одно или два упоминания в числе прочих украшений, пригодных для посвящения. Гемара «Кидушин» (48:1): «сделай мне сосуды, серьги и кольца, и посвящусь я тебе – если сделал, посвящена». Однако здесь женщина посвящается не самим кольцом или серьгами, а стоимостью работы ювелира, их изготовившего. И Раши объясняет: «посвящусь тебе платой за твою работу». Понятно, что здесь нет прямой связи с нашим обычаем посвящать жену кольцом. И это подтверждается словами Виленского Гаона в комментарии к «Шульхан Аруху», что нет прямого источника для этого обычая из Талмуда, только из «Тикуней Зоар».

 

 

Мааршаль, автор книги «Ям шель Шломо», пишет: «Евреи – жители Эрец Исраэль видят в кольце посвящение, жители Вавилона не посвящают кольцом». Ясно, что обычай Йемена идет за обычаем Вавилона и традицией Гаонов, источник европейского обычая – обычай жителей Эрец Исраэль, объясненный книгой «Зоар», которую написал танай р. Шимон бар Йохай, живший в Эрец Исраэль. Р. Перельман из Лондона цитирует по книге «Алей Тамар» Гемару Йерушалми, трактат «Кидушин»: «Есть два существенных отличия в традиционном порядке посвящения между нашим обычаем и обычаем евреев Йемена, который был распространен также в Сирии, в Персии и в Индии. Первое состоит в том, что для посвящения берется в одном случае кольцо, в другом деньги, как это, несомненно, было принято у вавилонских Гаонов, полагавших, что необходимо приобретать именно деньгами, как это учится в Торе из продажи Аврааму поля Эфрона-хиттийца. Второе существенное отличие – в том, что текст, принятый у европейских евреев, «посвящаешься мне», упоминает только посвящение, т. е. предназначение, запретность для посторонних, тогда как текст сидура «Тахлаэль» и сидура р. Саади Гаона говорит «посвящаешься мне в жены», включая не только принятое в среде Мудрецов мекудешет, посвящаешься, т. е. запрещаешься всему миру как посвященное Храму, но и меуресет, в жены, слово, которое Тора использует, говоря о женитьбе. И в собрании рукописей Гаонов «Оцар а-Геоним» приводится две редакции текста. В первом варианте: «жители Востока не посвящают кольцом, а жители Эрец Исраэль посвящают кольцом».

 Но во второй редакции: «жители Эрец Исраэль видят в кольце [посвящение], а жители Востока не видят в кольце [посвящения]», а видят подарки и украшения к свадьбе, в то время как в Эрец Исраэль кольцо было только для кидушин без сомнений. И даже в более поздний период, когда в книгах Гаонов упоминаются наряду с посвящением монетами посвящение кольцом, текст посвящения был прежним и говорил о стоимости кольца, которым была посвящена жена. Мудрецы Бавеля (Вавилонии) сохраняли в тексте посвящения слово «в жены», намекая на стих Торы, говорящий о свадьбе, мудрецы же Эрец Исраэль предпочли слово мекудешет, посвящаешься, чтобы выделить этот киньян и подчеркнуть святость брака, по сравнению с обычным приобретением, никакой святости не имеющим.

 

Источники ашкеназского обычая

1. Танах

Комментарий Баалей Тосафот «Даат зкеним» к отрывку о Йеуде и Тамар (Берешит 38:17), объясняющий, что Йеуда сделал денежный киньян, дав Тамар в залог за козленка печать и шнуры и посох, говорит, что имелось в виду, что Йеуда дал ей кольцо с печатью и посвятил ее. Таким образом, корни обычая посвящать кольцом восходят к героям ТаНаХа и являются без сомнения очень древними.

В книге Нехемии, где говорится о распущенности нравов после вавилонского изгнания, упоминаются «бней таба ат», и р. Саадия Гаон в комментарии говорит, что «бней та баат» – дети в семьях, в которых родители «полагались на посвящение кольцом и не дожидались хупы и в результате нарушали запрет семейной жизни без ктубы».

2. Зоар

В уже упоминавшемся абзаце, где Рамо в «Шульхан Арухе» приводит ашкеназский обычай посвящать кольцом, он ссылается на книгу «Зоар». Источник – Тиккуны 5, стр. 19:1 (по изданию р. Маргалита) и 10, стр. 25:2.

3. Книги и респонсы гаонов

Приведенный в книге «Эдут ЛеИсраэль» респонс р. Шриры и р. Ай Гаона говорит: «У нас [здесь: в нашей местности] есть, кто посвящает кольцом и благословляет 7 благословений, а есть, кто задерживает его [передачу кольца] до хупы». В другом источнике р. Ай Гаон говорит: «Известно нам, что имеются большие убытки от людей, посвящающих жен без ктубы или документа об эрусине, и сто лет назад это было неслыханно, и был в Хорасане похожий обычай много лет назад, более ста, посвящать женщин кольцом» и т. д.

4. Ришоним

Исследователи («Эдут е-Исраэль» и др.) признают, что обычай посвящать кольцом не упоминается ни в Алахот Гдолот, ни у Рамбама, ни у Рифа, нет его и в «Шульхан Арухе». Однако его упоминания можно найти у Ришоним Европы и у самых поздних Ришоним Испании. В частности, тосафот (Кидушин 9:1 от слова «веилхата…»): «и принято посвящать кольцом, в котором нет камня» и т. д., там же в «Агаот Маймониот», у Мордехая, Роша, в Дрише, Сефер аХинух, у Авудраама, Коль бо и др. Также этот обычай упомянут у Маариля, Маарама из Майнца, и уже Рамо упоминает его как обычай наиболее правильный лехатхила.

 

Автор: р.Моше Эстрин

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Одежда евреев в библейский период
Отдохнуть с детьми: фантастика или реальность?
Женщина – не автомат!
Байки из Цахала. О шокистах, второй позиции и шлошим-зузе.
Как накормить ребёнка и не сойти с ума?