Пост 10 Тевета - Ujew

Пост 10 Тевета

Пост 10 Тевета
Количество просмотров 975 Количество комментариев 0

      Первое упоминание об этом дне и посте мы находим в книге пророка Захарии (8:20), где он называется «Пост десятого месяца» (также о нем упоминается в книге другого пророка — Йехекзеля, причем там написано «…В этот самый день» (24:2), то есть переносить пост на другой день нельзя.

Этот пост был установлен пророками в память о начале осады Иерусалима армией вавилонского царя Навуходоносора (Навухаднецара). Произошло это 10 тевета 3336 года (425 год до н.э.), как написано в книгах пророков: «И вот, на девятом году царствования [Цидкиягу], в десятом месяце, на десятый день, пошел Навухаднецар, царь Вавилона, он и его войско, против Иерусалима и расположился станом вокруг него; и построили вокруг него осадную стену» (Млахим-II, 25:1).

     Евреи защищались отчаянно, и лишь через два с половиной года после начала осады, в 17-й день месяца тамуз, вавилонские войска проломили городскую стену. Как рассказывается в одной из еврейских книг «Среди еврейских воинов особенно отличался Акива бен Гаврити. Когда вавилонские катапульты забрасывали город огромными камнями, чтобы разрушить его стены, он ловил эти камни в воздухе и бросал обратно, в вавилонян, сея среди них смерть. Но и он не был чист перед Вс-шним. Однажды порыв ветра сбросил героя со стены, он разбился и умер. В эту минуту треснула стена Иерусалима, и враги ворвались в город». Через три недели, в 9-й день месяца ав, осада завершилась разрушением Храма, и изгнанием еврейского народа (эти события ускорило убийство 3 тишрея Гедалии бен Ахикама). Все эти даты стали траурными днями еврейского календаря, в которые принято поститься. Таким образом, пост 10 тевета является первым в череде общественных постов, отмечаемых в память о падении Иерусалима и разрушении Храма.

Хотя этот пост связан с историческими событиями, назначение его не состоит в увековечивании конкретной даты. Как и все еврейские посты, этот день дает каждому из нас возможность посвятить свое время тшуве — раскаянию, оценке своих действий и изменению собственного поведения.

10 тевета также является днем траура по всем людям, дата (но не место) смерти которых неизвестны. В память о них в этот день читают поминальную молитву «Кадиш» (в частности в этот день читают поминальные молитвы по людям, погибшим в огне Катастрофы, если дата их гибели точно не известна).

Пост 10 тевета - один из четырех «малых» постов, которые начинаются утром, с восходом солнца, и длятся до вечера, до появления звезд (в отличие от Йом-Кипура и Девятого ава, когда пост начинается накануне вечером). Поститься обязаны все здоровые люди (включая новобрачных), но в этот день нет дополнительных ограничений – таких, как запрет на умывание, ношение кожаной обуви…

10 тевета этот мир покинули последние пророки. Примерно  в 350-300 гг. до н.э. покинул этот мир пророк Малахи, а в 313 год до н.э. из этого мира ушел пророк Зхария. Настоящим именем пророка Малахи было Мордехай, а имя Малахи он получил потому, что был помощником царя («царь» на иврите «мелех»), а, кроме того, внешним обликом напоминал ангела («ангел» на иврите «мал’ах»). Впрочем, в одном из трактатов Талмуда пророка Малахи отождествляют с Эзрой (хотя Эзра покинул этот мир  9 тевета).

Зхарья был коэном и пророком, внуком пророка по имени Идо. Великий каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Аризаль) говорил, что Зхарья был обладателем души первосвященика Аѓарона (брата Моше-рабейну), а также его сыновей Надава и Авиѓу. В книге пророка Нехемии сказано, что имя Зхарии — Мешулам (от слова «шолем» — «полный, постоянный») за его сосредоточенность и упорство в действиях.

После смерти последних пророков Зхарьи и Малахи пророческое вдохновение окончательно оставило евреев.

Кстати, есть мнение, что продажа Йосефа в рабство братьями произошла именно 10 тевета (прямых указаний в тексте нет, но намеки имеются). Правда, дальше сказано, что Йосефа бросили в яму, в которой не было воды («а яма пуста, нет в ней воды»), в то время как месяц тевет в Израиле — разгар сезона дождей, но возможно как раз это и объясняет, зачем Тора говорит, что «яма пуста, в ней нет воды». Если она пуста летом, то это естественно, но если в ней нет воды в сезон дождей, то это удивительно и должно быть отмечено.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.