Еврейский календарь
7 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Помощь родителям и цдака
Мир еврейскими глазами

Помощь родителям и цдака

U-jew
23 августа 2017, 11:04

Если материальное положение родителей настолько тяжело, что по Закону они имеют право на получение цдаки и денежной десятины, а у детей есть возможность их содержать или помогать им материально только за счёт денег цдаки и маасэра (денежной десятины), то детям не просто разрешено это делать — они ОБЯЗАНЫ это делать. Причём в таком случае у родителей — первенствующее право на получение цдаки и десятины. И, хотя обычно прежде всего следует давать цдаку и десятину нуждающимся, которые изучают Тору, в данном случае дело обстоит иначе: даже если отец не занимается Торой, родителям надо помогать в первую очередь.

 

Если материальное положение детей позволяет содержать родителей, не трогая денег цдаки и маасэра, им следует содержать их на свободные деньги, а цдаку и маасэр отдавать другим неимущим людям (преимущественно — посвящающим всё своё время изучению Торы). Великие раввины современности, рав Ш.-З. Ойербах и рав Й.-Ш. Элияшив считали, что в тех случаях, когда человеку разрешено содержать родителей на деньги цдаки и маасэра, ему всё же следует хотя бы небольшую часть этих пожертвований передавать другим неимущим.

 

Какова награда за то, что человек поддерживает родителей, пусть даже за счёт денег цдаки и десятины? Долголетие! (Матэ МошэХатам Софэр и другие). Чтобы не ставить родителей в неудобное положение, не заставлять их стыдиться и краснеть, не следует говорить другим людям, что дети оказывают им материальную помощь, тем более не следует сообщать, что они делают это за счёт денег цдаки и маасэра. Об этом не говорят и при самих родителях, хоть те об этом «сами знают».

 

Теперь перейдём к теме денежной десятины. Подчеркну: сведения, предлагаемые вам, весьма поверхностны, в законах маасэр ксафим (денежной десятины) — великое множество частностей и нюансов.

 

По вопросу о статусе обязанности отделять денежную десятину мнения галахистов разделились. Некоторые считают, что это заповедь из Торы, другие — что это постановление мудрецов. Третьи полагают, что как таковой обязанности отделять денежную десятину не существует — ни по Торе, не по постановлению мудрецов; по их мнению, отделение десятины — добрый обычай, принятый милосердным еврейским народом. Закон установлен согласно последнему мнению, т.е. отделение денежной десятины — не обязанность, а обычай. Тем не менее, благословение за исполнение этого обычая человек получает напрямую от Вс-шнего.

 

В трактате Таанит (9а) приводится высказывание раби Йоханана о том, почему в повелении отделять десятину — асэр тэасэр (Дварим 14, 22) — глагол удваивается («отделяя, отделяй»): это намёк на то, что отделяющий десятину обязательно разбогатеет. То есть асэр тэасэр следует понимать как асэр таашер — асэр бишвиль ше-титашэр: «Отделяй десятину для того, чтобы разбогатеть».

 

 

И в Талмуде сказано, что отделение десятины является единственным действием, с помощью которого разрешено «испытывать» Творца — проверять, даст ли Он богатство за то, что человек отделяет маасэр. В книге Кетэр Рош приводятся слова Виленского Гаона: тот, кто отделяет неимущим десятую часть денежных доходов, избежит убытков, а тот, кто всегда отделяет пятую часть — обязательно разбогатеет.

 

В выполнении заповеди о цдаке есть несколько уровней. Согласно некоторым мнениям (в том числе, Виленского Гаона), изначально следует отделять пятую часть доходов, а средний уровень — отделять десятую часть доходов. Третий, минимальный уровень — давать в год сумму, равную стоимости десяти граммов серебра по курсу серебра на международной бирже. Сейчас это немногим больше полутора долларов. Наиболее благочестивые «устрожают», определяя минимальный уровень цдаки как пятьдесят долларов в год.

 

Есть и верхняя граница в исполнения заповеди о цдаке и маасэре, то есть доля, больше которой запрещено жертвовать. Смысл такого ограничения — не позволить человеку обеднеть самому, чтобы он не был вынужден жить на пожертвования.

 

От каких денег следует отделять маасэр? Вначале — от всего своего имущества, а затем от доходов. Чтобы отделять десятину как положено, следует вести записи. В одной колонке записывают доход за день, неделю, месяц или год. Во второй — расходы на то, что необходимо для заработка: материалы, дорога, няня для детей и прочее, на что человек не тратил бы денег, если бы не занимался бизнесом, не ходил бы на работу и так далее. От оставшийся суммы отделяют — либо в тот же день, либо в конце недели, либо в конце месяца, самое позднее — в конце еврейского года — десятую или пятую часть и передают её неимущим. Минимальную сумму на цдаку — немногим более полутора долларов или около пятидесяти долларов — отделяют в любом случае, даже те, у кого нет доходов вообще, и даже те, кто сам нуждается. Десятину отделяют от государственных дотаций, от подарков, от находок и прочего. Но именно денежных. Человек, который получил в подарок, в качестве премии или нашёл (в случае, когда по закону он может оставить находку себе) некий предмет, не обязан производить оценку его стоимости и отделять сумму, равную десятой или пятой части этой стоимости в пользу нуждающихся.

 

И если человек получил какую-то сумму денег с условием потратить её только на определённые цели, если исполняет условие и тратит её, как указано, не должен отделять от неё десятину. Также от разного рода скидок, погашения долгов и прочих «прибылей» такого рода нет обязанности отделять маасэр.

 

Как мы помним, эта сфера регулируется множеством законов, которым следовало бы посвятить большую статью. Но, надеюсь, в рамках короткой статьи удалось немного осветить некоторые основные принципы обычая отделения десятины.

 

Автор: Лейб-Нахман Злотник


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти