Ханукальные светильники должны гореть, по меньшей мере, в течение получаса и принято, чтобы все это время женщины воздерживались от домашней работы. При желании (и возможности) женщины могут воздержаться от домашней работы и на все время Хануки, а если понравится и муж позволит — то продолжить это воздержание и дальше.
Ханукальные светильники зажигаются только для исполнения заповеди праздника, поэтому ими нельзя пользоваться для чтения или иной работы. Для этого используется свет расположенной рядом служебной свечи шамаш. Впрочем, при наличии в доме электричества эта проблема теряет актуальность. Но, если вы вздумаете выключить свет и почитать, устроившись рядом с ханукией, то проверьте, не погас ли шамаш (если он горит, то считается, что при чтении вы пользуетесь светом именно шамаша, а не остальных свечей).
В дни Хануки принято кушать блюда, приготовленные на масле (оливковом, подсолнечном, кукурузном и т.д.). Особенно популярны латкес (оладьи, идиш, они же «левивот», иврит) и суфганиет (пончики, иврит). Также во многих общинах принято есть молочные блюда, в память о подвиге женщины по имени Йеѓудит (Юдифь), благодаря которой была одержана победа над греко-сирийцами. Легкие и вкусные блюда вы сможете найти в наших Кошерных рецептах.
В дни Хануки принято играть в разные игры, по возможности избегая азартных. Дети играют, в частности, в севивон (на идиш «дрейдл», на арабском «форфера») – четырехгранный волчок, на гранях которого начертаны еврейские буквы «нун», «гимель», «ѓэй» и «шин» — первые буквы ивритских слов, составляющих фразу «Великое чудо произошло там (в Эрец-Исраэль)». В самом Израиле последняя буква меняется на «пэй» и получается фраза «Великое чудо произошло здесь».
Рассказывают, что игра эта уходит своими корнями как раз в эпоху Хануки. Греко-сирийцы изо всех сил старались помешать еврейскому образованию и воспитанию, поэтому на сборища детей смотрели косо: а вдруг они там учатся? Но придя в подозрительный дом и увидев там (естественно заранее предупрежденных) детей, возбужденно крутящих волчок, уходили успокоенными: азартные игры — это нормально, главное, чтоб Тору не учили.
Правила игры в дрейдл очень просты: каждый игрок делает ставку и ведущий (банкомет) крутит юлу и действует в зависимости от того, какая буква выпадет. Если выпадала буква «нун» (на идиш — первая буква слова «ништ», ничего), то игрок ничего не получал и передавал ход следующему. Буква «гимел» («ганц», на идиш — все) означала что игрок получает весь банк. Буква «ѓей» («халб», на идиш — половина) означала выигрыш половины суммы, а буква «шин» («штейт», на идиш — стой) означала, что крутивший должен положить в банк еще денег и передать ход.
В смутные греческие времена детям приходилось для отвода глаз играть действительно на деньги, но поскольку любой педагог вам скажет, что игры на деньги детям не желательны, уже давным-давно практикуется составлять банк из орехов или сладостей. В крайнем случае можно взять и монеты, но шоколадные!
Также в дни Хануки играют в шахматы или шашки. И даже играют в карты! Но конечно не привычные всем с бунами, червами, пиками (игры такими картами в еврейской традиции не приветствуются). Существуют специальные ханукальные карты, которые назывались «квитлех» («билетики» на идиш). 31 карта с написанными буквами еврейского алфавита от «алеф» до «ламед алеф». Гиматрии этих букв и их сочетаний располагаются в ряду от 1 до 31. Правила просты и похожи на игру «пьяница» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пьяница_(карточная_игра), — участники поочередно выкладывают из колоды на середину свои карты, и побеждает тот, чья карта оказывается старше.
Также можно побаловаться и более современными вариантами кошерных карточных игр, например «Уно» )https://ru.wikipedia.org/wiki/Уно( или разработанными в одесском еврейском центре «Мигдаль» http://shpillka.net/) специальными еврейскими карточными играми «Кешет» (http://shpillka.net/games/board-game/vo-pervykh-yeto-krasivo/), «Моти-Шмоти» и «Мистер-Абрамистер» (http://shpillka.net/games/board-game/zri-v-koren/).