Подготовка дома на Шавуот и «цветочный» обычай - Ujew

Подготовка дома на Шавуот и «цветочный» обычай

Подготовка дома на Шавуот и «цветочный» обычай
Количество просмотров 649 Количество комментариев 0

В Шавуот мы стараемся убрать и украсить наш дом — подготовить его к моменту получения Торы, так же, как Вс-шний украсил гору Синай для Дарования Торы.

 

Важно приготовить вкусную и разнообразную трапезу (в соответствии с возможностями человека) — так как Шавуот — «праздник хлеба». Как сказали наши мудрецы «эйн кемах — эйн Тора», без муки — нет Торы, что можно объяснить следующим образом: мука — это символ труда и заботы, и Тора также не приобретается иначе, чем заботами и тяжелым трудом (амаль ба-тора).

 

Заботясь о разнообразных и вкусных кушаньях в честь праздника, о мясе и вине, мы выполняем повелительную заповедь Торы — радоваться в йом-тов. Эта заповедь особенно важна в Шавуот, так как, в отличие от других праздников, в Шавуот нам не заповеданы никакие специальные действия, кроме радости.

 

Поэтому очень большое внимание нужно уделить тому, чтобы не потерять это естественное ощущение радости, которое обычно сопровождает праздник. И постараться не злиться, не ругаться и не спорить в Шавуот — так же, как у горы Синай все евреи стояли, как один человек, мы тоже должны постараться пребывать в единстве и в мире друг с другом, — мир и единство — необходимые условия для получения Торы.

 

Также важно надеть новую красивую одежду, а если нет возможности приобрести новую одежду — надеть чистую и выстиранную. Таким образом, мы повторяем действия евреев перед получением Торы — о них сказано, что они подготовили себя и выстирали свои одежды.

 

Обычай украшать дом цветами и травами раби Исроэль Бааль Шем Тов (Бешт) выполнял таким образом: он помещал на входе в дом 2 цветка, и говорил в связи с этим стих «שתולים בבית ה’ בחצרות אלוקינו יפריחו» — «Посаженные в Доме Г-спода, во дворах Б-га нашего расцветут» (Теилим, 92:14)… Чтобы Тора, выученная его потомками, передавалась дальше, и «расцветала» и «приносила плоды» — в них, и в других людях вокруг них.

 

Перед Дарованием Торы Вс-шний украсил гору Синай, покрыв ее травами, зеленью и цветами. В память об этом, мы стараемся украсить наши дома. Кроме того, в момент Дарования Торы мир наполнился прекрасным благоуханием — и мы стараемся наполнить наш дом в Шавуот приятными запахами.

 

Очень древний обычай — украшать дом на Шавуот розой (розами). Это напоминание о мидраше из Ваикра Раба — царь пришел в свой сад, и увидел, что он весь зарос терниями и колючками. Тогда царь велел выкорчевать весь сад, но внезапно он заметил, что среди терний выросла одна прекрасная роза. «Ради этой единственной розы сад не будет уничтожен» — решил царь. Это притча о Торе и о еврейском народе. Ради нее одной сохранен весь мир — весь сад (как сказано в мидраше, «בזכות תורה וישראל ינצל העולם כולו»).

 

Древность обычая украшать розами свитки Торы восходит к эпохе Первого Храма — сохранилось предание, что Аман, обвиняя евреев перед царем Ахашверошем, использовал в своих наветах рассказ об этом обычае.

 

Еще одно обоснование для него мы находим в Мегилат Эстер (8:15) — «Указ был (от)дан в столице Шушан» — Слово «указ» — דת, дат — переводится также как «учение», и обозначает Тору, а название столицы традиционно читается не как Шушан, а как Шошан — «роза».

Когда на Шавуот мы ставим розы в доме — мы совмещаем три традиции в одной (украшать дом цветами, приятными запахами и розами).

 

Еще одно объяснение для обычая украшать дом зеленью — спасение Моше рабейну, которое произошло 6-го Сивана. Мать Моше оставила его в корзинке в тростнике у берега реки — в память об этом было принято расстилать на полу тростник и другие травы.

 

В наше время, по мнению многих авторитетов, обычай устилать пол травами был отменен, так как «совпадает» с религиозными обычаями неевреев.

 

По этой же причине — совпадение с обычаем неевреев — Вильно Гаон считал необходимым отменить обычай украшать зеленью (деревьями, цветами и травами) синагоги. В наше время, многие следуют этому мнению, но, по словам рава Шломо Залмана Оербаха, зацаль, отмена Гаоном распространяется только на деревья, цветами же украшать синагоги допустимо.

 

Если мы просим наших детей собрать цветы и травы для украшения дома на Шавуот, важно объяснить им, где и какие цветы можно рвать, чтобы не получилось, что они сорвут цветы из чужих владений, или цветы, специально высаженные людьми, даже в общественном владении, для украшения.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.