Еврейский календарь
6 Элул
5778
Календарь
17 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Почему нельзя считать евреев
Бемидбар

Почему нельзя считать евреев

U-jew
24 февраля 2016, 14:31

В начале недельной главы «Ки Тиса» Вс-шний дает Моше странное повеление: «Когда будешь вести счет сынам Израиля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Г‑споду при счислении их, и не будет среди них пагубы при счислении их» (Шмойс, 30: 12). Раши в своем комментарии на этот стих уточняет: «Когда вознамеришься определить их численность, чтобы знать, сколько их есть, то не считай их «по головам», но пусть каждый даст половину шекеля, и сочти шекели, чтобы знать их число». Это означает, что существует реальная опасность при подсчете евреев. Поэтому Галаха ввела строгий запрет на пересчет сынов Израиля.

На протяжении многих поколений при возникновении необходимости исчислить евреев использовали различные опосредованные способы, чтобы избежать прямого подсчета людей. В Танахе рассказывается о том, что царь Шауль, желая посчитать своих воинов, воздержался от прямого подсчета, хотя и «насчитал их в Телаиме двести тысяч пеших» (Шмуэль I, 15: 4). Раши говорит, что это было сделано с помощью ягнят: каждый воин взял ягненка из царского стада и затем этих ягнят посчитали.

В период Второго Храма царь Агриппа захотел узнать, сколько людей посещают Иерусалим, чтобы совершить пасхальное жертвоприношение. Талмуд рассказывает, что для этого он сказал первосвященнику взять по одной почке от каждого пасхального животного. «И было там шестьсот тысяч пар почек, то есть вдвое больше, чем тех, кто вышел из Египта». Первосвященник посчитал почки и таким образом установил количество людей.

Рамбам пишет, что в Храме каждое утро коэны распределяли между собой право проводить различные виды работ по служению при помощи жеребьевки. Выбирали определенное число и считали количество пальцев, которыми каждый коэн «голосовал». Тот, на ком останавливался счет, получал эту работу. Далее Рамбам спрашивает, почему надо было считать пальцы, а не людей. И отвечает, что существует запрет на прямое исчисление евреев, и поэтому считать их можно только с помощью опосредованных предметов.

Только однажды Тора пишет, что царь Давид нарушил этот запрет: «И встал Сатан против Израиля, и подстрекал Давида исчислить Израиль». Царь приказал своему военачальнику Йоаву исчислить евреев «от Беер-Шевы и до Дана». Йоав пытался отговорить царя от этого опрометчивого шага, «но царское слово превозмогло». «И злом было это в очах Б‑жьих, и поразил Он Израиль. И сказал Давид Б‑гу: «Согрешил я весьма, когда сделал дело это. А ныне прости, прошу, грех раба Твоего, ибо весьма неразумно поступил я». А наказание за нарушение запрета было суровым: «И навел Г‑сподь мор на Израиль, и пало из Исроэля семьдесят тысяч человек» (Диврей ѓайомим I, 21: 1–14).

 

И в наши дни очень осторожно относятся к пересчету евреев. Например, когда в синагоге хотят узнать, собрался ли миньян, то используют непрямые методы подсчета. Один из выходов из этого положения — отрицательный счет: «не раз, не два, не три…». Другой способ — использовать стих из Танаха, который имеет десять слов. И когда каждый из собравшихся говорит по одному слову из стиха, можно узнать, есть миньян или нет. Интересно, что в средние века для этого использовали стих: «Ваани беройв хасдехо овой вейсехо эштахаве эль ѓейхаль кодшехо беиросехо» («А я, по великой милости Твоей, приду в дом Твой, поклонюсь Храму святому Твоему в благоговении пред Тобой», Теилим, 5: 8). В последнее время, как правило, читается другой стих: «Ѓойшио эс амехо уворейх эс нахалосехо, урэйм венасейм ад ѓоойлом» («Спаси народ Свой и благослови наследие Свое, и паси их, и возноси их вовеки», Теилим, 28: 9). На одном из фарбренгенов Любавичский Ребе (глава поколения у хасидов течения Хабад) спросил: «Почему заменили первый стих, что в нем не подошло?» Отвечая на этот вопрос, он объяснил, что в наши времена, когда мы приближаемся к приходу Мошиаха, евреям, собравшимся вместе, следует немедленно обратиться к Б‑гу и просить Его о том, чтобы он послал нам Мошиаха и Избавление – Геулу.

Но почему евреи не должны исчисляться, что в этом плохого? Раши говорит, что причина кроется в том, что «над сочтенными властвует дурной глаз» (комментарий на Шмот, 30: 12). Все, что пересчитывается, может вызвать зависть у других людей, которые этого не имеют. Тогда человек спрашивает Б‑га, почему другой имеет больше, чем он. И это приводит к тому, что на Небесах начинается проверка того, что действительно ему полагается. Так что надо быть очень осторожными с подсчетом всего, не только евреев. Талмуд говорит: «Благословение является нам не в том, что явно, посчитано и измерено, а в том, что сокрыто от глаз» (трактат «Бава меция», 42а).

Рав Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании, предлагает свое объяснение запрета на количественный подсчет евреев. Сыны Израиля имеют огромное влияние во всем мире, вне зависимости от их численности. Несколько лет назад в Америке провели социологическое исследование. Людей на улице спрашивали, каков, по их мнению, процент евреев в составе населения Соединенных Штатов. Почти все опрошенные сказали, что около двадцати процентов. На самом же деле, евреи составляют около двух процентов граждан США, однако их влияние на жизнь страны несоизмеримо с их численностью. Дж. Сакс полагает, что евреев нельзя считать вот по какой причине. Ведь известно, что Вс-шний сказал: «Ибо вы числом меньше всех народов» (Дварим, 7: 7). Евреи же, осознав свою малочисленность в соотношении с семью миллиардами людей на Земле, могут решить, что у них нет шанса сохраниться как отдельному единому народу. Полезнее будет, если мы подсчитаем, сколько евреев стало Нобелевскими лауреатами, сколько есть врачей-евреев и какое количество денег дают евреи на благотворительные цели…

Еврейский народ не измеряют количеством людей, основополагающим в данном случае является мера его влияния на мир. Так что каждый из нас должен спросить себя: что мне делать сегодня, чтобы подвигнуть другого человека приблизиться к Б‑гу? Ведь главная наша задача, ради которой мы пришли на эту землю, — принести человечеству осознание Б‑жественного присутствия в этом мире.

А что касается количества, то все же не стоит впадать в отчаяние по этому поводу. Рано или поздно исполнится обещание, данное Вс-шним через пророка: «А сыны Израиля числом будут как песок морской, который не измерить и не исчислить…» (Ѓошеа, 2: 1). И каждое наше доброе дело, каждая исполненная заповедь приближают наступление этого момента!

Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Любовь как закон, закон как любовь
Чисто по-соседски
Полный текст главы "Бемидбар"
Мы живем в пустыне
Вокруг Торы