Песах, все-таки, самый главный еврейский праздник, освобождение из рабства, праздник свободы. Не удивительно, что столько сил и времени затрачивается на подготовку к нему, есть множество законов, говорящих как нужно его праздновать. Во все времена и при любых обстоятельствах стремились евреи отпраздновать Песах как полагается, в соответствии с традицией.
Современные израильтяне считают Песах главным семейным праздником и стараются собраться всей семьей.
История праздника, его правила и обычаи записаны в Агаде, которую и читают во время Песахального седера. Привычный нам текст "Песхальной агады" окончательно сложился в раннем Средневековье. Полюбоваться на старинные издания Агады можно в Музее Израиля, который имеет большую коллекцию этих книг.
Знаменитая "Агада с птичьими головами", Южная Германия, 1300. Написано чернилами, изображения - темпера. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Агада была собственностью Л. и Й. Мером (Карлсруэ, Германия). Л. Мером был министром в правительстве Бадена и в 1934г. он был арестован нацистами. Его жена и дети бежали во Францию и у кого была агада неизвестно. Затем она оказалась в руках жителя Карлсруэ Г.Кагана, который в 1946 году переехал в Эрец-Исраэль. Он не знал ценности агады, ведь это сама древняя агада дошедшая до нас как целая книга. Он продал агаду музею Академии Бецалель, после чего агада оказалась в собрании Музея Израиля.
Агада названа "птичьей" так как большинство людей изображено с птичьими головами, при чем так изображены евреи. Кроме того, евреи-мужчины изображены в "еврейских шляпах" желтого цвета со шпицем, которые обязаны были носить евреи в Средние века в Европе, когда была написана эта агада. Не евреи изображены с человеческими головами, но лиц мы не видим.
Есть несколько объяснений появления птичьих голов в агаде.
-Это говорит о запрете на изображения. И в других ашкеназийских рукописях того времени встречаются в большом количестве изображения людей с головами животных, со закрытыми лицами или с нечетким изображением черт лица.
-Есть объяснение, что у евреев голова орла: "Как орел стережет гнездо свое, парит над птенцами своими, простирает крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем...(Дыварим 31-32:11)".
-Другое объяснение говорит о том, что орел - символ германского императора, и выбор головы орла вместо головы еврея говорил о верности евреев императору.
-Есть объяснение историка Рут Мельникоф, которая считает, что это сатирические изображения евреев, выражающие антисемитизм и издевку. Они сделаны художниками-христианами, которые оформляли агаду. Большой нос птицы намекает на длинный еврейский нос. Кроме того, она указывает на то, что у части изображений евреев в агаде есть свиные уши.
Это первая иллюстрированная Агада, сохранившаяся отдельной книгой, дошедшей до нас. В ней есть изображения подготовки к празднику и порядок празднования. Изображено как готовить харосет (смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина) и как печь мацу. Она также содержит изображения сцен получения Торы и сбор манны, а также изображение возрожденного Иерусалима.
"Агада Эрны Михаэль", Юго-Западная Германия, около 1400г., написано коричневыми и красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Подарок Якова Михаэли (Нью-Йорк), памяти его жены Эрны Зондхаймер Михаэли.
Обратите внимание, евреи одеты в "еврейские шапки" не желтого цвета, у изображений есть лица, в основном, они прорисованны.
Эта Агада по ашкеназийской традиции начинается с правил Песаха, а также включает многочисленные толкования текста. Очень много иллюстраций: иллюстрации текста Агады, изображения животных, фантастических существ и архитектурные элементы. Особенно впечатляют серия иллюстраций в цветочных рамках, изображающая порядок празднования и традиции Песаха.
"Агада-Йегуда", Южная Франкония, Германия, 1470-1480гг., написано коричнево-красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Подарок Рахель Этель Йегуда, отсюда и название. Все поля Агады заполнены рисунками, рассказывающими о порядке празднования и традиции Песаха; о выходе из Египта, о жизни Моше, и др.
"Пражская Агада", 1526г., Прага, Богемия. Печать.
Иллюстратор Хаим Шахор-Шварц (?)
Это первая иллюстрированная Агада, которую отпечатали евреи.
"Агада из Мантуи", 1568г., Италия, печать.
Впервые вышла в свет в 1560г., второе издание вышло в 1568г.. Очень заметно влияние Ренессанса на оформление Агады.
"Венецианская Агада", 1609г., Венеция, Италия. Печать.
Эта была самая распространенная Агада в Европе в 17 веке. Она включает в себя разъяснения для текста на иврите на трех языках: на ладино, идише и итальянском. Она была предназначена не только для евреев Италии, но и для евреев других стран Европы.
Дополнительные языки в этой Агаде не случайно. Согласно закону, рассказ об Исходе за столом необходимо вести на языке, который понимают все присутствующие, включая женщин и детей. А поскольку иврит в те времена нигде не был разговорным языком, уже в конце XVI века появляются двуязычные издания "Песхальной агады". Первые переводы были сделаны на идиш, разговорный язык евреев Центральной Европы.
"Ночь седера" из "Венецианской Агады", 1609, Венеция, Италия.
Обратите внимание на состав участников седера, здесь и мужчины и женщины, а детей нет.
"Амстердамская Агада", 1695г., Амстердам, Голландия. Иллюстратор Авраам Бен Яаков.
Печать, шрифт, в ней использованный, называется "амстердамским". Он был очень популярен в 18 веке.
"Песахальная Агада", Австрийская империя 1732г..
Чернила, акварель, гуаш и золотой порошок.
Написал и проиллюстрировал Натан Бен Самсон из Мезериц (Моравия). Это был один из самых умелых писцов во время нового расцвета еврейской каллиграфии в 18 веке.
Между 1722 и 1739 годами он скопировал еще 25 разнообразных рукописей.
"Песахальная Агада", 1908г., Каир, Египет.
Написал и проиллюстрировал Хами Бехор. Рукописная, чернила, акварель.
Песах он и во время войны Песах.
Агада, которую раздали бойцам Еврейского легиона во время Первой мировой войны для встречи праздника Песах. Напечатана в Иерусалиме в 1905г., иврит, английский и арабский.
Страница из Агады.
"Песахальная Агада", Транспортное подразделение Еврейской бригады, 1945г., Музей Еврейских легионов.
Источник: DONA_ANNA