Евреев всегда обвиняли или хвалили за их уникальность. Их обособленность становилась причиной ненависти, а их независимость в мировоззрении ставила их в один ряд с вражескими элементами. Особым признаком еврейского влияния на мир сыграли пейсы. Эти отпущенные локоны волос отображались на всех антисемитских плакатах и рисунках. Именно через эти локоны простой обыватель мог понять, что это изображение еврея. Разумеется, на подобных изображениях были и другие символы чисто еврейской физиономии (большой нос, еврейская атрибутика), но всё это не вызывало столько иронии и отвращения к евреям, как это получалось при изображении пейсов.
Чем же эти отпущенные локоны волос у висков смогли так услужить народу Книги? Какие есть указания по поводу их отпускания? Интересен тот факт, что не все религиозные евреи и даже раввины их носят. Значит, они не так важны или вообще необязательны.
В Торе указывается о том, что есть запрет выбривать волосы на висках, ибо так написано в книге Ваикра 19, 27 «Не обривайте край головы вашей». Основываясь на данном отрывке, мудрецы выделили пять областей лица, которые запрещается обривать: две щеки, два виска и подбородок. Область висков – это опущенный вершиной вниз треугольник, углы которого упираются в ухо и в лоб, а вершина, по одним мнениям, доходит до уровня мочка уха, а, согласно другим мнениям, до кости виска. Причём границы их размыты, и это сделало обязательным для всех верующих евреев ношение полной бороды. Запрет обривания этих волос относится к их абсолютному уничтожению, а не стрижке. Однако верующие евреи всё равно предпочитали отпускать и не допускать никакого вмешательства ножниц и бритв.
Борода почиталась признаком Б-гобоязненности, великолепием лица, а с точки зрения кабалистических учений, это вообще проявление тринадцати качеств Б-жьего милосердия в этом мире. А пейсы? Что в них такого особенного?
В некоторых еврейских общинах евреи с присущей им любовью к данным заповедям отнеслись к принципу отпускания волос на висках и выполняли её с большой щепетильностью. Они устрожили для себя и стали отпускать волосы на висках. При этом они стали их закручивать, придавая им определённую изысканность, тем самым, внешне приукрасили подход к данному им запрету. В этом и есть своя уникальность – приукрасить тот подход, который может привести к строжайшему законодательному нарушению. Итак, пейсы - это не закон, а просто в какой-то мере, устрожение, ставшее вследствие этого обычаем.
Возникает вопрос, а носили ли пейсы наши праотцы: Авраам, Ицхак и Яков. Может, хотя бы царь Давид или Шломо. Если нет, то когда они стали появляться? На заре появления исламского учения Абдулла Ибн Массуд пишет о Зайде Ибн Табите, которого он ещё помнит с отпущенными локонами волос у висков, т.е. когда тот был ещё еврейским мальчиком. Итак, в мусульманском раннем средневековье о пейсах уже знали. Это подтверждает древний обычай ношение пейсов и у евреев Йемена. У них эти локоны традиционно назывались знаками «симаним».
Теперь посмотрим на Крымское ханство. В нём проживали две еврейские этнические группы: крымчаки и караимы, которые отличались между собой не только учением, но и ношением локонов волос на висках. Их даже называли «евреи с пейсами» и «евреи без пейсов».
Про существование пейсов среди европейских евреев можно найти в описаниях путешествий европейцев в Польшу, где с появлением хасидизма пейсы стали одним из еврейских отличительных атрибутов. Причём в каждой хасидской группе появились разные традиции и обычаи относительно их ношения. Белзкие хасиды не стригут локоны вообще, а заматывают их и оставляют за ухом. Бреславские хасиды, как и их наставник рабби Нахман, отпускают их вниз и не закручивают. Любавические хасиды их совсем не носят. Гурские хасиды начинают отпускать выше указанного треугольника прямо от носимой ими ярмолки. Причём, живя в Польше, они прятали их во избежание поругания со стороны местных жителей, но когда их община и Ребе Авраам Мордехай Алтер переселились в Иерусалим, они открыто стали их отпускать. Сквирские хасиды закручивают их на щеках с помощью тонкой нитки, а хасиды Бриска так их заматывают, что они еле достигают мочка уха. Традиционный литовский иудаизм разрешает отпускать небольшое количество волос и откладывать за ухо, чтобы они не становились преградой в главной еврейской молитве «Шма».
В девятнадцатом веке российское законодательство стало активно бороться с ношением еврейской одежды. Под их запрет легло и ношение пейсов. От евреев требовалось состричь эти «ужасные» локоны, а они не желали и всячески противостояли этому закону. Во время Холокоста одним из издевательств нацистских негодяев было публичное остригание этих локонов на висках, сопровождаемое насмешками и избиениями.
Интересно, что пейсы внесли свою лепту в нынешнюю моду. В середине девятнадцатого века во Франции был на гастролях еврейский музыкант из Польши по фамилии Гузиков. Он играл на многих странных, им же изобретённых музыкальных инструментах и забавлял публику. Женщины восхищались его виртуозностью, а особенно им понравились его отпущенные локоны волос на висках. Тогда женщины тоже стали отпускать на висках локоны волос, закручивая их как-то по-своему, по-женски, при этом называя их a la Guzikoff.
Многое ушло в прошлое. Люди меняют свою традиционную одежду на новую. Старые русские рубахи и кафтаны, польские камзолы хранятся в музеях и рассказывают о прошлом, а евреи продолжают закручивать эти удивительные локоны волос у висков и придавать им свой таинственный, а главное живой смысл еврейской самобытности.