От овощей, фруктов и зерновых, выросших в Земле Израиля, должны быть отделены дары священнику (трумот) и десятины (маасрот). Пока это не сделано, урожай запрещен для еды, и плоды, от которых пока не отделены дары священнику и десятины, называются «смесью» (тевель), поскольку в них смешано то, что предназначено для отделения, и то, что после отделения будет разрешено для еды.
1. «Смесь» и «возможная смесь»
Фрукты и овощи, про которые неизвестно, отделили ли от них дары священнику и десятины, называются «возможная смесь», и к этой категории относится вся сельскохозяйственная продукция, находящаяся на складах и на оптовых рынках.
Поэтому, покупая фрукты и овощи без раввинского удостоверения об отделении даров священнику и десятин, надо отделять их самостоятельно, не произнося благословения из-за сомнения, являются ли они смесью.
Плоды «смесь» и «возможная смесь» запрещены не только к еде, но и к любому употреблению, уничтожающему их.
2. Виды даров священнику и десятин
Существует пять заповедей, которые касаются плодов Земли Израиля. От них отделяют так называемые «большой дар», «первую десятину», «десятину от дара», «вторую десятину» и «десятину бедняка».
Большой дар, первую десятину и десятину от дара отделяют от плодов шести лет семилетнего цикла, кроме седьмого года, года шмиты. А вторую десятину – в первый, второй, четвертый и пятый годы. Десятину бедняка отделяют от выросшего в третий и шестой годы семилетнего цикла.
Зерновые, бобовые, маслины и виноград относятся к тому году для десятин, когда они достигли трети своего роста. Год урожая овощей определяют по времени их сбора с полей, а фруктов, кроме цитрусовых, – по времени завязи плода.
Далее для краткости под выражением «отделять десятину» будет подразумеваться весь процесс отделения даров и десятин.
3. От каких плодов следует отделять десятину
Если растения выросли на территории Земли Израиля и находились в собственности еврея до завершения работ, от них надо отделять десятину.
Завершением работ мы называем сбор урожая с поля или с деревьев, его отгрузку и расфасовку в тару, в которой плоды будут храниться или продаваться.
В случае, если речь идет о винограде, предназначенном для изготовления вина, и маслинах, из которых будет выжато масло, завершением работ считается окончание процесса изготовления вина или масла.
Растения, которые не предназначены для еды, – цветы или кормовые культуры, а также пряности, предназначенные придавать вкус другой еде, – не требуют отделения даров и десятины.
От грибов не надо отделять десятину.
От плодов, выросших бесхозными, нет обязанности отделять десятину. Также фрукты и овощи седьмого года, шмиты, не требуют выполнения этой заповеди.
От плодов четырехлетнего дерева нет обязанности отделять дары священнику и десятину.
Обязанность отделять десятину относится только к сорванным плодам.
Созревшие плоды, если их сорвали, но завершение работ для них не наступило, можно есть, но «временным образом». Еда «временным образом» – это еда с куста, стоя, «на ходу».
4. Кто имеет право отделять дары и десятину
Отделять дары, священнику и десятину может только хозяин плодов или посланник, действующий по его поручению. Посланник должен удовлетворять трем условиям - быть евреем, быть совершеннолетним (бар мицва, бат мицва) и дееспособным.
Жена или дочь, достигшая возраста заповедей, могут отделять десятину от всех плодов, при условии, что хозяин дал на это свое согласие.
От плодов, находящихся в совместном владении, каждый владелец обязан отделить дары священнику и десятины, и один из владельцев не должен для этого получать разрешение у второго.
5. Дары и десятины в наше время
В настоящее время обязанность отделять дары священнику и десятины является постановлением мудрецов, и поступают с ними иначе, чем это было во времена Иерусалимского Храма.
Дары (как великий, так и отделяемый от десятины) обладают святостью, и в наши дни ими запрещено пользоваться. Принято перед отделением сбрызгивать плоды водой и дотрагиваться до них руками, пока они влажные (или просто трогать их смоченной в воде рукой), тем самым делая их ритуально нечистыми. Отделенные дары становятся изначально нечисты, поэтому отложенные части плодов можно уничтожить или положить в мусор, предварительно завернув в бумагу или полиэтиленовый пакетик, из уважения к их святости.
Среди десятин святостью обладает лишь вторая десятина. Поскольку ее святость закон позволяет переводить на физические деньги, можно перевести святость с плодов на местную монету. Минимальная сумма, необходимая для перевода святости (его называют также «выкупом второй десятины»), это прута. Прута — это кусочек чистого серебра размером с половину ячменного зернышка, примерно 50 копеек
При переводе святости второй десятины с плодов на деньги, надо сначала прибавить к их стоимости еще четверть от суммы, в которую эти плоды оцениваются. В наше время нет обязанности выкупать святость плодов, переводя ее на сумму, равную их стоимости, поэтому всю святость плодов, включая добавочную четверть их стоимости, переводят на минимальную возможную стоимость - пруту.
Десятина бедняка остается в пользовании хозяина плодов, если она отделена от «возможной смеси». Но если обязанность отделения десятины была несомненной, то эту часть надо отдать тому, кто не имеет доходов, достаточных для пропитания его семьи. Передать ее стоит удобным для бедняка образом, то есть отдать ему десятины деньгами.
Имеющие дома монету, на которую переводят святость второй десятины, обязаны уничтожить (расплющить молотком или бросить в море) эту монету в канун седьмого дня Песаха, четвертого и седьмого годов семилетнего цикла. Это относится и к другим заповедям даров священников и десятин плодов предыдущих трех лет – после Песаха четвертого года во владении еврея не должно оставаться ни смеси плодов первого и второго года семилетнего цикла, ни невыкупленных даров и десятин этих плодов. После Песаха седьмого года точно то же касается соответственно плодов четвертого и пятого годов.