Отделение халы - Ujew

Отделение халы

Отделение халы
Количество просмотров 977 Количество комментариев 0

Существует заповедь отделять часть теста от каждого замеса, предназначенного для выпечки. Это - одна из заповедей, возложенных именно на женщину, для исправления греха первой женщины, Хавы, жены Адама. Поэтому можно только приветствовать женщин, пекущих специальный хлеб на шаббатние трапезы, чтобы иметь возможность выполнить заповедь отделения халы от теста и благословить Вс-шнего перед выполнением этой заповеди. Именно в честь этого обычая специальный субботний хлеб получил название хала.

Написано в святых книгах, что заслуга женщины, отделяющей халу с благословением, вознаграждается легкими и удачными родами.

Изначально отделять халу надо, когда тесто замешено, то есть все его составные части превратились в единое целое. Но можно, если это необходимо, отделить халу с благословением и тогда, когда из теста уже выпечены пироги или хлеб, но обязательно до того, как начнут есть.

Отделять халу от теста, которое замесили на территории Земли Израиля, даже если мука привезена из-за границы, - это заповедь из Торы. То же самое касается теста, вывезенного из Земли Израиля за границу.

Но за границей отделять халу от теста постановили мудрецы, чтобы заповедь не забылась.

Халу можно отделять только с разрешения хозяина теста. Женщина у себя дома не только имеет право отделять без ведома мужа, но у нее есть преимущество и перед мужем, и тем более перед всеми остальными, в исполнении этой заповеди.

Если хозяйка дома отсутствует, муж или кто-то другой может отделить халу по ее поручению, а если тесто грозит перестояться - любой может это сделать.

Девочка или мальчик, не достигшие возраста заповедей, изначально не должны отделять халу. Но если мальчик 12 лет или девочка 11 лет ее уже отделили, постфактум это имеет силу. Еврей, публично нарушающий шабат, не может выполнить поручение по отделению халы.

Выпечку, от которой не отделена хала, в Земле Израиля запрещено есть или даже пробовать, поэтому в случае любого сомнения надо отделять от выпечки халу без благословения.

 

От какого теста надо отделять халу

Тесто, приготовленное из муки пяти видов злаков, замешенных на воде или на одной из перечисленных ниже жидкостей, густое, которое собираются выпекать, и приготовленное не меньше чем из 1 килограмма 50 граммов муки, требует отделения халы.

А если муки было 1 килограмм 660 граммов (а по некоторым мнениям - 2 килограмма 250 граммов), надо перед выполнением этой заповеди произнести благословение).

Обратите внимание, что речь идет о весе муки, из которой приготовлено тесто. Даже если тесто, не требующее по закону отделения халы, поднялось настолько, что на глаз кажется, что его много и отделять от него халу не надо.

От теста, которое сделали, чтобы его варить или жарить, по закону не надо отделять халу. Поэтому от теста, предназначенного для изготовления макарон или любых макаронных изделий - ракушек, лапши и т.д., а также от густого теста на пончики, малауах (блины из слоеного теста, которые жарят на сковородке), беляши и т.п. Богобоязненный человек отделит халу без благословения. От теста на малауах не надо отделять халу, если их будут жарить в глубоком масле. Если хотя бы часть малауаха поджарена без масла, надо отделить халу от всего теста.

 

 

От жидкого или не очень густого теста, которое собираются варить или жарить (например, тесто для блинчиков, блинов или клецок в суп), не надо отделять халу. Но если жидкое тесто собираются выпекать в духовке, например, печь кексы и бездрожжевые пироги, тесто для которых наливают на противень, то, по некоторым мнениям, надо отделять халу уже после того, как они выпечены.

От теста, замешенного на соках, без воды, надо отделять халу без благословения. Кроме того, если муку мололи без добавления воды, как на Песах, то в тесто, сделанное без добавки воды, надо обязательно добавить одну из следующих жидкостей: вино, виноградный сок, вино из изюма, пчелиный мед, оливковое масло, молоко (или воду).

Если в детском саду или школе делают тесто, которое потом раздадут по кусочку детям, чтобы они выпекли и отнесли домой, - от него не надо отделять халу.

 

Объединение теста

Хотя в наше время редко выпекают вместе большое количество хлеба и пирогов, однако в Пурим или при замораживании теста или готовых хал и пирогов может возникнуть ситуация, когда небольшие порции теста или готовой выпечки расположены так, что с точки зрения еврейского закона они представляют собой единое целое, и тогда от них надо отделять халу.

Два куска теста, каждый из которых меньше необходимого для отделения халы количества, положенные рядом, так, что они соприкасаются и склеились друг с другом, считаются, с точки зрения заповеди об отделении халы, одним, и, если по сумме муки, из которой они сделаны, надо снимать халу, с них следует снять одну халу.

Объединить их может то, что они положены в одну посуду или только закутаны в общую салфетку, при условии, что она лежит под ними и их же укрывает, - с точки зрения обязанности снять с них халу они рассматриваются как одно целое.

Следует принять во внимание: этот же закон объединения относится к уже испеченным пирогам, сложенным вместе.

Два куска теста или два уже выпеченных изделия, сложенные вместе, как объяснялось выше, но так, чтобы они не соприкасались - то ли по той причине, что каждое имеет свой вкус, то ли потому, что одно молочное, а другое мясное или нейтральное, не объединяются в одно с точки зрения заповеди об отделении халы.

Морозильная камера, в которой заморожены разные виды теста или готовой выпечки, «объединяет», и они считаются единым тестом. Но если каждый вид теста или кусок пирога завернут в отдельный мешочек, они не считаются одним, и общая морозильная камера их не «объединяет».

Если есть два вида теста, каждое из которых сделано из количества муки, достаточного для отделения халы, отделяют от одного из них сразу за оба, и нет нужды объединять их.

Но если месят два вида теста, одно для хлеба, а другое для пирогов, на которые благословляют борэ миней мезонот, то отделять халу надо от каждого вида теста, произнося благословение один раз.

 

Порядок отделения халы

Есть обычай давать пожертвование (цдака) перед выполнением заповеди отделять халу. Есть также обычай делать перед этим омовение рук (нетилат ядаим) из сосуда, без благословения.

Принято отделять халу стоя, особенно если отделяют с благословением, тем более что любое благословение, сопровождающее исполнение заповеди, принято произносить стоя.

В настоящее время принято брать около 18 граммов теста для халы, а по закону достаточно взять хоть сколько-нибудь. Но делать все тесто отделенной халой запрещено.

Женщина, собираясь отделить халу с благословением, должна мысленно наметить, с какой стороны теста она возьмет халу, и стоя произнести благословение «Благословен Ты, Господь , Бог наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший отделять халу», а сефарды говорят «отделять приношение» или «отделять халу в приношение».

После этого надо отделить халу от теста и сказать: «Вот, это хала».

Если хала отделена от теста до того, как произнесено благословение, возможность благословить и сказать «Вот, это хала» еще не потеряна, но если хале, отделена и сказано «Вот, это хала», благословение потеряно, и его нельзя произносить. Однако заповедь выполнена полностью.

Халу принято сжигать на конфорке или выпекать в духовке отдельно от остальной выпечки. Еще одна возможность - положить ее в два мешочка, один внутрь другого, и выбросить.

Запрещено отделять халу в шабат и йом тов, кроме теста, которое замесили в йом тов, и тогда от него отделяют халу как обычно.

Если по ошибке отделили халу от готовой выпечки в шабат, можно есть эту выпечку прямо в шабат. И тот, кто отделял, тоже может ее есть.

 

Хлеб, выпеченный на молоке

Мудрецы запретили печь хлеб или халы на молоке и сливочном масле - из опасения, что их случайно съедят с мясом. Тот же закон относится к мясному и куриному жирам - на них нельзя выпекать хлеб и халы из опасения, что их съедят с молоком или сыром. Но при соблюдении некоторых условий это все-таки делать можно. Вот эти условия:

1. У хлеба должна быть особая форма.

2. Когда по виду хлеба можно определить, мясной он или молочный.

3. Если хлеб будет съеден: а) для сефардской общины - в течение одной трапезы; б) для ашкеназской общины - до конца дня.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.