Когда невесте покрыли лицо фатой, жениха и невесту ведут под хупу для проведения свадебной церемонии. По обычаю, сначала под хупу ведут жениха, и на то есть несколько причин.
Одна из основных состоит в том, что хупа считается как бы владением жениха, и чтобы отметить этот факт, он входит туда первым. Только после этого он приглашает туда невесту, как бы приглашая и встречая ее в новом доме.
Во многих общинах принято, чтобы жених развязал все узлы на своей одежде. Готовясь принять узы брака, он не хочет быть привязанным ни к чему иному.
Во многих кругах существует обычай, чтобы у жениха не было ничего в карманах. Кроме прочего, это символизирует, что невеста возьмет его таким, какой он есть, даже с пустыми карманами. Иными словами, он дорог ей прежде всего тем, что представляет из себя, а не тем, чем владеет. По этой де причине принято, чтобы на невесте, стоящей под хупой, не было никаких украшений.
По обычаю, жениху объясняют, что, идя под хупу, он должен сделать первый шаг с правой ноги. Таким образом, он не начнет свою семейную жизнь «с левой ноги». Это также считается намеком на то, что выбор в браке сделан правильно.
Жениха, по традиции, ведут к хупе под звуки музыки. Принято также, что жениха ведут к хупе двое. В отношении того, кто именно это должен быть, существуют разные обычаи. Во многих общинах жениха сопровождают его родители. Аналогично, когда к хупе идет невеста, ее сопровождают отец и мать.
Однако в других кругах жениха сопровождают его отец и будущий тесть, а невесту – ее мать и будущая свекровь. Этот обычай принят в хасидских общинах, а также среди некоторых немецких евреев.
Ни одно из этих правил не является жестким и обязательным. Если, по каким бы то ни было причинам, жениха и невесту не могут сопровождать родители, место любого из них могу занять друзья, родственники и т.д.
Согласно обычаю, те, кто сопровождает жениха и невесту к хупе, держат зажженные свечи. Во многих кругах для этого используют плетеные свечи, над которыми обычно произносят молитву Авдала.
На самом простом уровне этот обычай поясняется тем, что свечи и светильник всегда ассоциируются с радостным событием. Есть мнение, что именно по этим причинам используют свечи для Авдалы. Эти свечи подобны факелам.
Когда жених приближается к хупе, кантор начинает:
Благословен входящий!
Это выражение буквально значит «Добро пожаловать!». Жениха приветствуют под хупой, как царя.
Потом, когда жених стоит под хупой, кантор продолжает свой напев.
Тот, кто самый могущественный, Тот, кто самый благословенный.
Тот, кто самый великий, Тот, кто самый возвышенный, да благословит Он жениха и невесту.
Эта поэма – восхваление Вс-шнег. В учении сказано, что прежде, чем благословить человека, нужно сначала благословить Б-га.
В некоторых кругах принято, чтобы вместе с женихом и невестой по хупу шли все их родственники и друзья, вплоть до бабушки и дедушки и друзей жениха и невесты. Это совсем недавний обычай, который вряд ли имеет подтверждение в еврейской традиции. Есть общины, в которых под хупу идут только жених с невестой.
В любом случае, последней приходит под хупу невеста. Сказано в учении «Последний – самый драгоценный». Поскольку невеста – звезда свадьбы, ее приводят под балдахин последней. Очень важно выбрать особую мелодию для невесты.
Во многих кругах существует обычай водить невесту вокруг жениха. В некоторых общинах принято, чтобы она обходила молодого человека три или семь раз. Этот обычай основан на стихе из Библии «Ведь сотворил Г-сподь новое на земле: женщина пойдет вокруг мужчины» (Иеремия, 31:22).
Когда невеста обходит вокруг жениха, кантор поет:
Тот, кто говорит о розах среди шипов, о страсти влюбленных, радости любимых, да благословит Он жениха и невесту
Когда круги закончены, невеста становится по правую руку жениха и остается на этом месте до конца церемонии. Это символизирует тот факт, что отныне она навсегда будет для него «правой рукой». В таком положении невеста стоит только под хупой. Во все остальное время жених находится справа от невесты.
В некоторых общинах не церемонии жених и невеста стоят лицом к гостям, а раввин, проводящий службу, лицом к паре, т.е. спиной к приглашенным. Некоторые устанавливают хупу так, чтобы раввин, благословляющий молодых, стоял лицом к востоку. В общинах, где по обычаю свадьба проходит в синагоге, уместнее, чтобы жених и невеста стояли лицом к ковчегу со свитком Торы. Раввин оказывается с боку, чтобы не стоять спиной к ковчегу. Поскольку обычаев очень много, если в данной общине нет какой-либо установленной процедуры, молодые могут решить этот вопрос сами на основании личного предпочтения.
В некоторых общинах принято, чтобы раввин перед началом церемонии произнес для собравшихся краткую проповедь.
Если кто-нибудь из родителей невесты или жениха покинул этот мир, принято произносить по нему молитву Эль Малей Рахамим перед церемонией.
По обычаю, во время церемонии родители молодых стоят вместе с ними под хупой. Там же могут стоять и другие участники свадебного торжества.
Во многих кругах присутствующие стоят во время всей церемонии. Этим они выражают свое уважение к жениху и невесте, которые подобные царю и царице. Тем не менее, в других общинах принято, чтобы присутствующие сидели.
Вся церемония должна проходить в присутствии миньяна – по меньшей мере десяти взрослых (13 лет и старше) евреев.