Еврейский календарь
7 Элул
5778
Календарь
18 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Оказание... справедливости
Мир еврейскими глазами

Оказание... справедливости

U-jew
23 августа 2017, 11:10

«Благотворительность», «благодеяние», «милостыня» — эти слова, при всем благородстве заложенного в них смысла, имеют некоторую сомнительную коннотацию. На ум приходят мысли о некоем «воздаянии» за благое деяние, об униженности объекта благотворительности, о высокомерии «благо творящего»... В этом смысле иностранное слово «филантропия» звучит более приемлемо: в переводе с греческого оно означает — «любить людей». Слово «цдака» (от ивритского «цедек» — справедливость) и вовсе снимает пресловутую коннотацию. Это понятие связано с совершенно другим культурным слоем, — другим, еврейским, подходом к тому, что мы называем благотворительностью.

 

Сколько раз в детстве мы взывали к окружающим и к миру о справедливости (хотя бы по отношению к себе)! С годами, умудренные жизненным опытом, мы приходили к заключению, что справедливости в этом мире нет - во всяком случае, в обычном человеческом понимании мирового порядка (кстати, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова прямого толкования слова «справедливость» тоже нет). Так вот, у каждого из нас есть возможность внести хоть толику в совершенствование мироустройства — восстановить справедливость.

 

Существует такая хасидская притча: «Все творения Все-него имеют цель», — сказал ребе. «Но какова в этом случае цель ереси, отрицающей Его?» — спросил ученик. «Ересь полезна тем, — ответил ребе, — что если перед тобой стоит нуждающийся, нужно вообразить, что Б-га нет, и спасти его можешь только ты».

 

Верующему еврею давать цдаку, наверное, проще. Он знает, во-первых, что все, что у него есть, он получил от Все-него, и если сказано, что «Цдака равна всем другим заповедям, взятым вместе», то вопрос «давать или не давать?» уже не стоит. Во-вторых, в Законе о «цдаке» регламентированы многие вопросы.

 

А именно...

Если вы не миллионер и можете помочь очень ограниченному количеству людей, то: «если нуждающиеся — родственники, то им надо помогать прежде, чем другим людям, и чем ближе родство, тем больше прав имеет нуждающийся на нашу поддержку. Знакомые бедняки — прежде незнакомых, земляки — прежде иногородних, евреи — прежде неевреев» (Шулхан Арух).

 

Кстати, сколько средств вы можете и должны оторвать от себя, от семьи? Отчисление десятой доли доходов на цдаку считается нормой. С другой стороны, не следует расходовать на цдаку больше одной пятой части состояния, чтобы самому не обеднеть и не быть вынужденным пользоваться пожертвованиями других. Бедняк, сам живущий на пожертвования, должен помочь другому бедняку, нуждающемуся больше, чем он.

 

Как, в каком виде «давать цдаку»? Если человек отказывается принимать деньги или еду, следует найти способ, как помочь ему иначе. Высшей формой цдаки считается поддержать другого еврея, не дать ему обеднеть. Это можно сделать или в виде подарка, или займа, или взять его себе в компаньоны, найти ему подходящую работу. При предоставлении займа запрещается брать проценты со ссуды. Даритель обязан проследить за тем, чтобы его помощь не была использована во зло.

 

 

Любая ли цдака может считаться таковой? Цдака не должна содержать в себе ничего несправедливого или неправедного. Предосудительно делать пожертвования, не рассчитавшись с долгами, не уплатив своим работникам. Запрещается использовать благотворительную деятельность для того, чтобы скрыть свои неблаговидные дела или ради корыстных целей.

 

В Законе о цдаке есть еще множество этических тонкостей, которые помогают давать ее, не особенно задумываясь — просто следуя закону. И тут, по-моему, возникает трудность, общая, как для человека «светского», так и для религиозного. Можно ли — «не задумываясь»? Есть такая украинская поговорка «На To6i, Б-же, що менi не гоже». Но ведь часто то, что нам «не гоже», очень даже «гоже» для неимущего. Смысл этой поговорки совсем в другом — в том, какая внутренняя работа происходит в дающем. И это уже разговор о том, зачем нам нужна цдака.

 

Восемь ступеней есть у цдаки, одна выше другой:

Великая ступень, выше которой нет, когда оказывают поддержку обедневшему еврею, давая ему подарок или ссуду, или берут его в компаньоны, или находят ему работу, чтобы поддержать его до тех пор, пока он не будет ни в ком нуждаться. Ниже этого: когда дают милостыню бедным, и не знают, кому дают, и бедный не знает, от кого получил (пожертвование в кассу цдаки и т.д.).

Ниже этого: знал дающий, кому дает, и не знал бедный, от кого получил (как, например, тот, кто кладет деньги в доме у бедного, когда тот не видит).

Ниже этого: знал бедный, от кого получил, и не знал дающий, кому дал (как, например, тот, кто положил деньги перед своим домом, а бедняк пришел и взял).

Ниже этого: когда дает ему, прежде чем тот просит (оба знали, однако бедный не был вынужден просить).

Ниже этого: когда дает ему после того, как тот попросит.

Ниже этого: когда дает ему меньше того, что мог бы дать, но приветливо.

Ниже этого: когда дает ему с грустью (против воли, и бедный чувствует это).

(Мишне Тора, гл. 10)

 

Автор: Рут Розенфельд

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Как и куда вешать мезузу
Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти