Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Обряд Хины у йеменских евреев
Образ жизни

Обряд Хины у йеменских евреев

U-jew
23 августа 2017, 11:10

У восточных еврейских общин принято проводит необычную церемонию хины по случаю разных радостных событий в жизни семьи – помолвка, свадьба, рождение ребенка, бар-мицва и бат-мицва.

 

С течением временем церемония хины изменилась, так что сейчас мы можем видеть только отдельные детали, символизирующие традиционный обряд. Молодая пара выходит к гостям в традиционных свадебных нарядах, расшитый тяжелыми драгоценными камнями. Они символизируют, с одной стороны, тяжесть семейной жизни, а с другой стороны, - красоту нового жизненного пути.

 

Похожее изображение

 

Обряд хины восходит своими корнями к древним традициям племен Азии и Африки, но еврейские восточные общины придали ему еврейский символизм. Так, название "хина" они толкуют как аббревиатуру трех мицвот (заповедей), которые должна выполнять замужняя еврейская женщина: חלה – отделение небольшой части теста, которая во время существования Храма предназначалась для коэнов, נידה - чистота семейной жизни, הדלקת נירות שבת – зажигание субботних свечей. Из первых букв этих трех слов складывается חנה, то есть "хина".

 

Кульминацией вечера становится появление сосуда для хины под музыку, танцы и ритмичный бой бубнов и барабанов. Он хранится в доме йеменской бабушки, и, как говорят, даже хранение его в доме приносит удачу. После того, как танцы с горшком заканчиваются, бабушка готовит хину – тесто темно коричневого цвета. Она благословляет жениха и невесту и мажет их ладони этой массой. Традиционно хиной наносились определенные рисунки с символами плодородия на ладонях, стопах и на теле, но времена меняются… Каждый из родственников, кто поздравлял молодую пару, получал небольшой колобок такой массы и смазывал им ладони "на счастье"…

 

 

http://pics.livejournal.com/aviezer/pic/0001fd6k

 

У хины есть несколько функций. Одна из них – эстетическая. Хина применялась в косметических целях, как краска для лица и для волос. Вторая функция - обрядовая. Хина была необходимой составляющей важных семейных церемоний еврейских восточных общин (Марокко, Персия, Йемен). И, наконец, третья функция - оградить молодую пару и гостей от сглаза (айн ха-ра) и обеспечить им хорошее здоровье и успех. Не мало, правда?

 

А из чего делают хину? Из листьев дерева, которое прибыло в Эрец Исраэль из Индии еще в период Первого Храма. На иврите дерево называется כפר לבן (кофер лаван), его латинское название Lawsonia alba, английское - Henna plant, а арабское - хина. Арабским словом в иврите стала называться краска и сама церемония хины. В русском языке дерево носит латинское название лавсония, а краска - это известная всем хна. В израильском "Определителе деревьев и кустов" это дерево отсутствует. Очевидно, Израиль - это северная граница его распространения. А вот в книге "Полный путеводитель лекарственных растений в Израиле и во всем мире" говорится, что лавсония произрастает в районе Иерихона и Эйн-Геди. Весной оно цветет гроздями цветов белого цвета, отсюда название "кофер лаван".

 

В древности считалось, что вещества, содержащиеся в его листьях, дезинфицируют намазанные ею участки тела. Масса из молотых листьев, намазанная на голову, стягивает кожу, приводит к укреплению корней волос и предотвращает их выпадение.

 

Цветы дерева кофер использовались для производства ароматической эссенции. Белые грозди также служили средством от моли. В народной медицине настой из его листьев употребляли от болей в животе, от газов и поноса. Его использовали для дезинфекции полости рта и для укрепления корней зубов. Арабы стали употреблять хину, то есть русскую "хну", для окраски тканей, кож животных и участков человеческого тела.

 

Сегодня хну можно купить в магазинах натуральных продуктов. Это порошок зеленого цвета, хотя при разведении он дает желтый или коричневый цвет. Но лучше приготовить ее самостоятельно. Для этого нужно хорошо высушить на солнце листья дерева. Вместе с листьями часто сушат корочки граната и скорлупу грецкого ореха, что при смешивании придает краске особый оттенок. Все это хорошо растирают или размалывают, смешивают с водой, розовой водой или вином, и долго месят до получения однородной массы, пригодной для намазывания. Получается нечто такое:

http://pics.livejournal.com/aviezer/pic/0001gq94

 

Дерево кофер упоминается в еврейских источниках. Так, в "Песне песней" жених уподобляется грозди кофера: "Друг мой для меня, как пучок мирры, что ночует меж грудями моими. Кисть кофера – друг мой для меня в виноградниках Эйн-Геди" (שיר השירים א', י"ד).

 

В Мишне кофер находится в списке ароматических растений (פ"ז, מ"ו שביעית ), наряду с розами и цветами лотема.

 

Есть упоминания об этом дереве в египетских папирусах, в угаритских текстах, в римских источниках.

 

Мой добрый совет: когда у соседей будет проходить церемония хины, приходите туда без всякого приглашения и будет вам УДАЧА!

 

Автор: Авиталь Эцер

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Одежда евреев в библейский период
Отдохнуть с детьми: фантастика или реальность?
Женщина – не автомат!
Байки из Цахала. О шокистах, второй позиции и шлошим-зузе.
Как накормить ребёнка и не сойти с ума?