В недельных главах Ки Теце и Шофтим повествуется о законах ведения войны. Возникает вопрос: как в святой Торе может обсуждаться о насильственной смерти, которую рассматривают как часть всего еврейского законодательства. Насколько нам известно, насильственная смерть всегда осуждалась в этике древних евреев. Например, первый убийца Каин был жёстко наказан за свой поступок. Позднее при даровании Торы, одной из десяти заповедей была заповедь «Не убий». С исторической точки зрения любой социум, проживающий по соседству с враждебными ему элементами, всегда приходит в столкновение с ними. Евреи здесь не были исключением. Хотя имелся и другой не менее важный фактор, подвигнувший древних израильтян взяться за оружие и усовершенствовать свои навыки в военном ремесле. Дело в том, что помимо заповеди «Не убий», еврейскому народу была дана также заповедь захватить ханаанские земли и уничтожить местное населения без всякого примирения. Таким образом, война стала и частью еврейской истории, а созданная для этого армия сформировало из разрозненных еврейских племён мощное древневосточное государство.
Как же мог Вс-шний поддерживать кровопролитие? Обратимся к книгам Танаха. В них мы находим, что война была Б-гоугодным делом, и древние евреи вопрошали Вс-шнего о том, стоит ли им предпринимать данные военные операции. Древнеизраильское войско выносило прямо на боевые позиции Ковчег Завета, в котором, согласно традиции, лежали разбитые Моше скрижали. Этот ковчег всегда выносили на поле боя, чтобы по окончании битвы унести его обратно. Во время одной из войн филистимским противникам даже удалось в знак победы забрать ковчег в качестве трофея. Перед началом боя среди солдат проводилась специальная просветительная работа. Её проводил назначенный для этой цели священник. Он воодушевлял солдат, утверждая, что среди них в бою находится Вс-шний, и это побуждало их смотреть на грядущее сражение, как на угодное заповедям Торы. Во многих местах мы встречаем имя Вс-шнего «Б-г Воинств», которое растолковывается в том смысле, что у Него тоже есть Своя армия, состоящая из ангелов, и она устроена в точности как и армия древних израильтян. Война носила священный характер. Перед боем воины постились. По всей вероятности, даже половые отношения во время военной компании были под запретом. Все эти предприятия выполнялись из-за гигиенических соображений, хотя здесь мог присутствовать и духовный характер постоянного присутствия Вс-шнего, которое могло автоматически удалиться в случае появления в лагере какой-либо нечистоты. Выходит, что военные действия были тогда необходимы не только военачальникам, ведь с точки зрения Торы война рассматривалась как выполнение воли Вс-шнего.
Как выглядела армия у евреев того времени? Согласно Торе евреи, вышедшие из Египта, передвигались лагерями, которых насчитывалось 12 по количеству колен (племён). Можно увидеть, что передвижения израильтян по пустыне было двояким. Они передвигались «змеёй» или «коробом». Рассмотрим сначала схему построения древнеизраильского лагеря согласно отрывкам Торы. В середине стоял переносной Храм (Мишкан, по-русски Скиния), вокруг которого стояли шатры живущих в них левитов (колено Леви не воевало; его задачей была Храмовая служба). Вокруг святилища и лагеря левитов располагались военные лагеря двенадцати колен Израиля; три колена на каждой стороне. При мирном переходе все эти колена, в т.ч. и левиты, выстраивались в большую шеренгу (т.н. «змею»), и двигались по указанию Моше на новое место стоянки. Однако в случае боя колена выступали в виде описанного четырёхугольника, как они располагались во время стоянки. Оно напоминало некий «короб». Древнеизраильский лагерь охранялся стражей, которая сменялась четыре раза в ночь. Таким образом, евреи в пустыне селились военным поселением, которое всегда было готово выступить в бой.
Как подразделялась древнеизраильская армия? Какие там были чины? Из книги пророка Шмуэля можно увидеть, как молодой будущий царь Давид приносит провиант своим братьям в военный лагерь во время войны с филистимлянами. Его отец Ишай говорит ему, чтобы он отдал провиант помимо братьев ещё и командиру отделения. Есть комментарий, что данным высшим чином был никто иной, как представитель древнеизраильского «заградительного отряда». По всей вероятности, войско в то время делилось на три подразделения. Это было очень удобно для ведения боя по центру и с флангов. Впрочем, войско могло тогда делиться и на два, и на четыре подразделения. Из описаний о странствиях евреев по пустыне мы находим, что колено Дана шло за всеми и подбирало потерянные вещи, хотя со стратегической точки зрения это колено могло представлять из себя некий арьергард, т.к. согласно книгам Млахим 1 и 2 таковой уже существовал в Израильском и Иудейском царствах.
Какая же была военная тактика у древних израильтян? Большую роль в бою играли трубные звуки, которые служили сигналом к атаке, наступлению или запугиванию противника. Последнее можно наблюдать из книги Судей о том, как небольшое по численности войско судьи Гидеона, разбив кувшины, в которых находились горящие факелы, отпугнуло подобным ослеплением превосходившее их по численности войско мидьянитян. Интересным элементом, который мог стать решающим, был поединок лучших воинов перед боем, доказательством чего является чудесная победа будущего царя Давида над сильным филистимским богатырём Гольятом (Голиафом). Уже со времён Моше и Иегошуа было заведено засылать разведчиков перед началом важной военной кампании. Иегошуа же во время взятия города Ая симулировал отступление и устроил засаду, чтобы таким образом взять неприступный ханаанский город.
Как формировались у древних израильтян вооружённые силы? До царствования Шауля и Давида древнеизраильское войско представляло из себя народное ополчение. Народ собирался на войну по призыву главы племени или рода, а во времена царей это выполнялось посредством написания специальных писем. Неповиновение приказу, как было с жителями Явэш Гилада, могло привести к отлучению от любого общения с остальным народом. Регулярной армии не было. Хотя, согласно Торе, Моше вводит призывной возраст от 20 до 60 лет, освободив от несения воинской службы колено Леви. При Моше уже была рекрутчина, когда в войне с мидианитянами каждое колено должно было предоставить по 1000 способных воинов. До правления царя Давида это были легковооружённые пехотинцы, а их военачальники в отличие от своих солдат передвигались на мулах. Царь Шауль делает большой шаг на пути формирования регулярных вооружённых сил: он оставляет при себе 3000 вооружённых человек. Ввиду постоянных военных кампаний, которые вёл царь Давид, возникла серьёзная необходимость в формировании армии и оснащении её вооружением. Последующие за Давидом цари с целью укрепления своей власти тоже были заинтересованы в сильной боеспособной армии. Царь Давид использует начинание своего предшественника и дополнительно создаёт постоянный генштаб в составе 600 преданных ему людей, из которых были выделены 30 (или 37) приближённых к нему лиц. При нём появляются вооружённые формирования «крети уфлети», которые подразумеваются как наёмники. По-видимому, у них было своё командование, и они играли большую роль в изменении политической ситуации в стране.
Чем были вооружены древние израильские воины? Вооружением служили лук, праща, дротики, копья, пики. Об этом стоит рассказать отдельно. Колено Биньямина славилось своей меткостью, а колено Нафтали любило использовать копья. Тяжёлым вооружением было оснащено колено Иегуды и Гада. Древним евреям были уже известны осадные башни, воздвижение валов и прочие военные мероприятия, которые были присущи и их более развитым соседям.
Была ли у солдат оплата? Об этом в Танахе ничего не приводится. По всей вероятности, их обязано было кормить местное население. Причём неповиновение рассматривалось как предательство. Налоги на армию, по всей видимости, существовали, однако конкретные упоминания о них в Танахе отсутствуют.
Особое отношение в военном деле уделяется осаде крепостей. Евреи входят в земли Ханаан в качестве военных кочевников, которые сталкиваются с мощными укреплениями древних городов. Согласно Торе, во время осады нужно оставлять одну сторону открытой, чтобы жители города смогли спастись бегством. Хотя, судя по описанным в Танахе войнам, древние израильтяне не всегда придерживались гуманности в боевых действиях. В чём же состояла разница? Дело в том, что, согласно еврейской традиции, войны для евреев подразделяются на две категории. Первой категорией является война заповеди (милхемет-мицва). На такую войну призывается всё без исключения мужское население. Её ведут не до обращения противника в бегство или до прочих стратегических преимуществ. Завершением подобной войны заповеди является чуть ли не поголовное истребление противника. Такими войнами традиционно называют войну за завоевание ханаанских земель, которые были обещаны Б-гом Моше. Сюда также относят покорение города, жители которого оставили Тору и предались идолопоклонству. Здесь гуманные правила не действуют. Это и есть та священная война, которая чаще всего встречается в Танахе. Другой категорией войны является разрешённая война (милхемет-решут). Эта война ведётся по указанию царя, которая при этом утверждается советом старейшин (Синедрионом). Её ведут из-за политических соображений. На неё не призывают недавно женившихся, построивших новый дом, посадившего новый виноградник. Очевидно, здесь речь идёт о возрасте человека, который должен прежде оставить крепкое и многочисленное потомство, а уже потом отдать свою жизнь на поле брани. Здесь и применяются те гуманные законы осады, о которых мы говорили выше. Помимо людей, освобождённых от мобилизации в армию, не брали также и робких, трусливых людей. Перед началом любой военной кампании, которую вели по политическим соображениям, специально назначенный священник выступал перед собравшимися воинами и отправлял по домам недавно женившихся людей, а также тех, кто считал сам себя трусом. Затем из оставшихся воинов создавалась соответствующая по тем временам боеспособная единица, позади которой ставились воеводы. Эти воеводы не допускали самовольного побега воинов с поля брани. По словам Мишны, они им просто рубили топорами голени. Таким образом, вся добоевая гуманность автоматически во время боя превращалось в необходимую для любой войны жестокость.
Как поступали с пленными? Согласно Торе и книги Иегошуа, пленных ханаанеев нужно было умертвить, т.к. нельзя было оставлять в живых семь населявших тогда народов земли Ханаан. Несмотря на данную им заповедь, евреи пренебрегли этим важным постановлением и сделали эти народы своими данниками. Это привело к тому, что более развитые на то время ханаанеи стали пагубно влиять на монотеизм евреев и уводить их в идолопоклонство. Пленников из остальных народов обращали в рабство, из-за чего сложилась целая социально-религиозная группа «освобождённые рабы». Это были полноправные евреи (при порабощении их обращали в иудаизм), которые не имели право жениться на представителях из священнического рода «коганим». Имущества и целые города могли стать трофеями победителей. Тора даже разрешила воинам после боев вступать в связь с понравившимися ему среди побеждённого населения женщинами. Подобно другим древним народам, евреи считали количество побеждённых. Например, будущий царь Давид принёс с побеждённых филистимлян куски крайней их плоти.
Интересным было отношение к захваченным колесницам. Хотя колесница представляла более продвинутое вооружение, древние евреи этот факт серьёзно игнорировали. При захвате одной ханаанской крепости Иегошуа приказал сжечь все колесницы, а запряжённых в них коней подвергнуть отрезанию конечностей. Согласно книги Тегилим, это действие оправдывается тем, что своей победой над более могущественным противником евреи, прежде всего, были обязаны Б-гу, а не своему вооружению. То же самое сделал и Давид при захвате воевавших с ним сирийских городов. Однако Шломо изменил своё отношение к данному вопросу и соорудил целые загоны для выращивания лошадей, чтобы заимствовать у египтян их систему ведения боя с помощью колесниц. По данным Танаха, колесница была рассчитана на двух человек: возницу и воина. Царская же колесница имела дополнительного человека, который назывался «третьим» на иврите «шалиш». Это лицо было самым приближённым помощником монарха и могло играть непоследнюю роль в государстве. Победа на поле брани делала из воинов истинных спасителей. Победителей торжественно встречали всем населением, им устраивали праздник, пели им песни и чествовали своими спасителями.
Неоднозначным был взгляд на войну у пророков. Пророк Шмуэль укорял царя Шауля за то, что тот пожалел амалекитского царя Агага. С другой стороны, пророк Натан не позволил царю Давиду построить Храм из-за того, что тот пролил много человеческой крови; а пророки Ишайягу, Йоэль и Миха вообще не приветствовали войну как таковую. В своих пророчествах Йешаягу видел будущее мировое сообщество, в котором все мечи будут перекованы на орудия для обработки земли.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что формирование армии и военная тактика древних израильтян соответствовала духу Торы, являясь её непосредственной частью для выполнения воли Вс-вышнего.