О первом рейде еврейской «Воздушной службы» - Ujew

О первом рейде еврейской «Воздушной службы»

О первом рейде еврейской «Воздушной службы»
Количество просмотров 639 Количество комментариев 0

Своими операциями — с использованием самых передовых технологий, дерзкими по замыслу и безупречными в исполнении — ВВС Израиля заслужили признание во всем мире. Самый же первый боевой вылет, с которого началась история израильских военно-воздушных сил, был более чем скромным, хоть и завершился успехом.

 

Незадолго до окончания британского мандата в Палестине Еврейское агентство приобрело у англичан два десятка устаревших моторных самолетов. Разумеется, агентство было не прочь купить самолеты поновее, но британская армия вовсе не была заинтересована в оснащении евреев качественными машинами.

 

Поэтому «Воздушной службе», как на тот момент назывались летные силы «Хаганы», прообраз нынешних израильских ВВС, достались двадцать одномоторных монопланов Auster Autocrat и один тренировочный двухмоторный «Эйрспид Оксфорд». Самолеты были в разбитом состоянии, к тому же британцы изъяли из них все оборудование, которое могло использоваться в военных целях.

 

Первоначально машины находились на военном британском аэродроме возле арабской деревни Акир, нынешнего Кирьят-Экрона, к югу от Реховота. Сегодня там располагается авиабаза израильских ВВС «Тель-Ноф», но в тот момент, окруженный не слишком дружелюбно настроенным арабским населением, аэродром не казался надежным местом для хранения первых израильских самолетов.

 

Поэтому за две ночи, 21 и 22 января 1948 года, машины были разобраны и осторожно перевезены вглубь еврейских поселений. Груз был настолько ценным, что колонну грузовиков сверху сопровождал один из немногих пригодных к использованию легких одномоторных самолетов, уже имевшихся в распоряжении «Воздушной службы».

 

К северу от тогдашнего Тель-Авива, на месте Сароны, поселка немецких колонистов, выселенных во время Второй мировой войны, самолеты снова были собраны и впоследствии отремонтированы. Восстановить, однако, удалось лишь пятнадцать из них, остальные пошли на запчасти. Британцы были рассержены тем, что лишились контроля над проданными машинами, но повлиять на ситуацию уже не могли.

 

К началу Войны за независимость эти самолеты стали основой «Воздушной службы» Израиля. И хотя они не могли сравниться с регулярными ВВС соседних арабских стран, не раз сыграли ключевую роль в борьбе с арабскими бандами, терроризировавшими еврейские поселки.

 

Самая первая атака, в которой «Воздушная служба» сумела продемонстрировать свои боевые навыки, была осуществлена над поселком Неватим. Любопытные подробности этого вылета рассказал мне как-то раз один из старожилов поселка. В тот день на крошечное поселение, расположенное на северном краю пустыни Негев, вдалеке от основной части еврейского ишува, напали три сотни окрестных бедуинов, к которым присоединились арабы с соседнего Хевронского нагорья.

 

 

Деятельность «Воздушной службы» тогда сводилась к авиаразведке и доставке грузов в отдаленные населенные пункты. Вот и на этот раз одномоторный трехместный моноплан, переоборудованный из туристического самолета польского производства, привез врача в поселок Бейт-Эшель. Как раз в это время из соседнего Неватим пришло сообщение об арабской атаке, в ходе которой один человек погиб, а еще один получил тяжелое ранение.

 

Пилот Пинхас Бен-Порат принял решение эвакуировать раненого, а заодно попытаться защитить поселок. Никакого другого вооружения, кроме личного оружия экипажа, на борту самолета не было. Для усиления огневой мощи с машины сняли боковые двери, прикрепили пулемет дулом вниз и загрузили связки гранат. К Бен-Порату присоединился командир поселкового подразделения «Пальмаха», после чего самолет отправился в бой.

 

Подлетая к Неватим, они заметили, что со всех сторон поселок окружали сотни арабов. Сбросив высоту, пилот принялся кружить прямо над толпой, пока сидевший рядом боец сбрасывал на арабских погромщиков связки гранат и стрелял из пулемета.

 

По правде говоря, назвать эту атаку эффективной с точки зрения уничтожения сил противника было нельзя: большинство гранат взрывалось еще в воздухе, не нанося ни малейшего вреда нападавшим. Без особого ущерба для арабских бандитов пулемет тоже довольно быстро израсходовал весь свой боезапас.

 

Однако психологический эффект от грохочущего самолета, снижавшегося, как казалось, прямиком на головы бедуинам, оказался неоценим. Надеявшиеся поживиться легкой добычей в маленьком и беззащитном еврейском поселке, они были совершенно не готовы противостоять этой хоть и устаревшей, но сохранившей устрашающий вид железной машине.

 

Атакованные с воздуха арабы немедленно прекратили наступление и бросились врассыпную. Самолет с победителями сел внутри поселка, взял на борт раненого и доставил его в Тель-Авив. Так закончилось первое в Войне за независимость нападение арабов на еврейский поселок и одновременно первая боевая атака еврейских ВВС.

 

Несмотря на примитивность военного оборудования и не слишком значительные результаты, эта атака включала в себя все элементы настоящей боевой операции: бомбежку противника, поддержку сухопутных сил, эвакуацию раненого с поля боя, но главное — принесла сокрушительную победу над врагом.

 

История о том, как самолет защитил еврейский поселок от погрома, приобрела в пересказе нападавших столь фантастические подробности, что, дойдя до англичан, звучала уже совсем как небылица. Невозможно же было, в самом деле, воспринять всерьез сообщения перепуганных арабов о еврейской эскадрилье в сотню огромных самолетов, бомбящих арабские деревни. В итоге британцы расценили все жалобы арабов исключительно как плод бурной восточной фантазии и не стали расследовать инцидент, а пилот Пинхас Бен Порат избежал неприятных объяснений с полицией.

 

Автор: Александр Непомнящий


 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.