Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
О еврейском браке для чайников
Мир еврейскими глазами

О еврейском браке для чайников

U-jew
23 августа 2017, 10:55

О том, что такое традиционная еврейская семья, каковы в ней обычаи, бережно передаваемые из поколения в поколение; как иудаизм влияет на отношения мужчины и женщины, на воспитание детей; каковы особенности национального еврейского ухаживания и брака... Обо всем этом нам рассказали Елена и Марк Кацманы, которые сумели сохранить в своей семье традиционный уклад и стараются придерживаться истинно еврейского образа жизни.

 

Единение двух начал

Сегодня в России живет около 14 миллионов евреев. При этом очень легко найти человека, считающего себя евреем, и гораздо труднее - еврея, который действительно сохранил самобытные еврейские качества и традиции.

Скажем, ни один настоящий еврей не будет растрачивать свое время, да и жизнь бесцельно. Он всегда на работе, в общественной организации, в банке, в синагоге. По субботам - дома со своей семьей.

По словам Кацманов, в еврейской семье отношения, как правило, очень гармоничны. Иудаизм в этом помогает. В одной из главных древних еврейских книг, которая называется Танах, говорится, что брак - это единение двух начал - мужского и женского. Танах изучают с детьми, поэтому традиционно воспитанные евреи с самого раннего детства знают, для чего нужен брак и что он приносит в жизнь человека.

В старину было очень много самобытных традиций сватовства и свадебной еврейской церемонии. Не все они сохранились, но отголоски древнего уклада существуют и по сей день. Поэтому сначала - о том, как соединяли судьбы предки современных евреев.

 

Еврейская свадьба

Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле нее. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених надевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: "Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля". Раввин читал "Ктубу" (брачный договор), а затем он или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть свадебного обряда.

Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком. На второй и третий день молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеского долга немедленно вызывало суровое осуждение общины.

 

 

В старину, в еврейских общинах...

Семейная жизнь определялась законами Торы и традициями, восходящими к далекой древности. Библейское благословение "плодитесь и размножайтесь" было обязательной религиозной заповедью для евреев. В брак вступали рано: юноши - в 18 лет, девушки - в 14 - 15 лет. Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома. Еврейских мальчиков заранее готовили к семейной жизни. "При выборе жены будь осторожен"; "Продай последнее, что имеешь, и женись на дочери ученого человека"; "Не бери жену из более богатого дома, чем твой"; "Я не желаю сапога, который слишком велик для моей ноги", "Радость сердца - жена", "Наследие Бога - сыновья" - так им говорили отцы и дедушки.

Девочка же знала, что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой. Знала она и то, что, если даже отец в детстве сосватал ее, ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон считал желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених.

Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывались размеры приданого и время свадьбы.

 

12 дней на разных кроватях

В еврейской семье очень важна эротическая сторона жизни. Что мудро, так как, согласитесь, гармония в этой области - необходимое условие для создания счастливого союза.

Первые годы брака - самое счастливое время для любой семьи. Но зачастую со временем чувства притупляются.

Иудаизм предлагает оригинальную формулу для поддержания остроты ощущений в интимной жизни. Какую? В течение 12 дней каждого месяца мужу запрещено прикасаться к жене. Это означает, что ему нельзя не только вступать с ней в сексуальные отношения, но даже касаться ее и спать с ней на одной кровати.

Такая сексуальная скромность...

Истинная еврейка не ходит на дискотеки, не носит открытую одежду. Она никогда не накрасится вызывающе. Дело в том, что для настоящего еврея скромно одетая девушка выглядит более желанным объектом, чем красавица с обложки модного журнала. В то время как многие женщины стремятся показать свою красоту и сексуальную привлекательность, еврейская женщина выглядит загадочно и скромно.Еврея ее недоступность завораживает и манит, он пытается разгадать тайну прекрасной незнакомки.

Даже если еврей не получит в ответ благосклонности, он будет с восхищением любоваться ею издали. Таково традиционное мужское отношение к женщине у евреев.

Кстати, Елена Кацман рассказала нам, что ее будущего мужа всегда восхищала ее неприступность. Ему пришлось добиваться ее очень долго!

 

Женское начало

Ни одна религия мира не относится с таким уважением к женщине, как иудаизм. Национальность у евреев передается по материнской линии. Женщина - принимающее и развивающее начало жизни, и потому любой еврей воспринимает женщину как главную ценность мира. Сегодня еврейская женщина наравне с мужчиной получает образование и работает, причем она может занимать любые должности - хотя в ортодоксальной семье муж мог и запретить жене работать. Но все же главной "профессией" для еврейской женщины остается семья. Некоторые иудеи предпочитают, чтобы их жены, как и прежде, были домохозяйками, занимались воспитанием детей и выращиванием цветов. Недаром иудаизм учит, что существуют две функции, которые выполняет человек: внешняя, за которую отвечает мужчина, и внутренняя, ответственность за которую несет женщина.

 

Автор: Мария Свободная, Татьяна Шлапак

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти
Мессия. Энциклопедия иудаизма