1 элула отмечают Новый год скота. Вообще-то у евреев 4 новогодних праздника — Новый год царей, Новый год деревьев, Новый год календарный и Новый год скота. Связан Новый год скота с заповедью, исполнявшейся во времена, когда существовал Храм. Эта заповедь обязывала отделять десятую долю от всех «чистых» (то есть пригодных для жертвоприношения) видов животных, которые родились во владении данного человека в течение года. Эта десятина (маасер) называлась «десятиной животных» и на нее распространялась такая же святость, что и на другие жертвоприношения.
Но причем здесь элул? Точно так же, как запрещено отделять в качестве десятины за один год плоды, выросшие в другом году, так же не разрешается отделять в качестве десятины за один год животных, родившихся в другом. Поскольку в жертву приносилось животное, возраст которого больше месяца, а жертвоприношения нового года начинались с 1 тишрея, то, всякое животное, родившееся после 1 элула, принадлежало жертвам следующего года. Этот день, отделявший животных одного года от другого, получил название «Новый год скота».
Впрочем, это, объяснение материалистическое. А у всякой вещи в этом мире есть аспекты духовные, в том числе, конечно же, и у Нового года животных.
Обратите внимание, что Новый год животных выпадает на первый день месяца элул, а ровно через месяц в первый день месяца тишрей мы отмечаем новый год календарный, он же Рош Ашана и он же 6-й день творения, а значит и день сотворения человека. При этом весь месяц элул в еврейской традиции рекомендовано посвящать тшуве (раскаянию), осмыслению сделанного и прожитого. Нет, конечно, это нужно делать всегда, но в элуле, предшествующему Рош-Ашана и ежегодной сессии Высшего Небесного суда, определяющей судьбу мира на год вперед, это особо желательно. Итого получается цепочка — животное — тшува (работа над собой) – человек.
А стартует это все 1 элула, в Новый год скота.