Неевреи в ЦАХАЛе. Разные религии, общая присяга - Ujew

Неевреи в ЦАХАЛе. Разные религии, общая присяга

Неевреи в ЦАХАЛе. Разные религии, общая присяга
Количество просмотров 1060 Количество комментариев 0

В ЦАХАЛе вместе с евреями служат тысячи представителей различных этнических и религиозных общин, населяющих Израиль: друзов, бедуинов, черкесов, арабов-мусульман и арамейских христиан. Они служат во всех подразделениях Армии обороны Израиля, из их рядов вышли генералы и высшие офицеры ЦАХАЛа, и они не раз на поле боя доказали свою преданность еврейскому государству. Особенно много – 12% личного состава – их в полевой жандармерии (МАГАВ), так что нередко экипажи патрульных джипов общаются между собой на арабском языке. Около тысячи солдат-неевреев отдали свои жизни в боях за свободу и независимость Государства Израиль.

Служба неевреев в еврейских воинских формированиях имеет давнюю историю. Уже в первые годы сионистского освоения Эрец-Исраэль друзы и арабы привлекались к охране еврейских поселений. В 1929 г. некоторые друзские племена в Галилее примкнули к отрядам еврейской подпольной армии «Хагана», подавлявшим террористический мятеж арабов. Были и арабы, выполнявшие разведывательные миссии по заданию еврейских боевых организаций.

При создании Государства Израиль в 1948 г. нееврейская часть населения была освобождена от несения обязательной воинской службы. Считалось, что неевреям будет невозможно выполнять воинский долг в силу глубоких родственных, религиозных и культурных связей с арабским миром, объявившим тотальную войну еврейскому государству. Однако уже в ходе Войны за независимость в ряды ЦАХАЛа добровольно вступили сотни друзов, черкесов и бедуинов, решивших навсегда связать свою судьбу с еврейским государством.

Служба неевреев в ЦАХАЛе была законодательно разрешена в 1956 г., когда израильское правительство дало положительный ответ на обращение старейшин и шейхов друзских и черкесских кланов с просьбой разрешить представителям этих общин служить в ЦАХАЛе. С тех пор бедуины и арабы получили право служить в армии в качестве добровольцев на контрактной основе.

Первоначально из бедуинов, друзов и черкесов формировались национальные подразделения, во главе которых стояли офицеры-евреи. Одним из первых таких формирований стал батальон «Сайерет Шакед». Эта воинская часть была создана в мае 1955 г. по инициативе молодого тогда офицера-десантника Ариэля Шарона, который считал необходимым создать небольшой мобильный отряд для пресечения диверсионных и агентурно-разведывательных действий арабских террористов на южной границе Израиля. Отряд состоял из добровольцев-бедуинов, прирожденных воинов пустыни. Пустыня для бедуина – дом родной: он читает следы на песке и камнях и, как волк, способен часами преследовать свою жертву.

Вскоре «Сайерет Шакед» возглавил офицер-бедуин подполковник Абед Аль-Маджид Хадер, более известный под взятым им еврейским именем Амос Яркони. Это была воистину легендарная личность. Он служил в ЦАХАЛе с 1949 по 1973 г., а в 1955 г. стал первым бедуином, окончившим офицерские курсы. Амос был трижды ранен, в 1959 г. ему ампутировали правую руку, однако он продолжил службу в армии. За время службы он трижды получал «цалаш» (знак отличия начальника Генштаба) – тогда высшую боевую награду Израиля, став одним из немногих отмеченных ей израильских офицеров. Хадер командовал «Сайерет Шакед» более 10 лет. При непосредственном участии этого подразделения уже к 1961 г. пустыня Негев была полностью перекрыта для проникновений арабских террористических банд.

 

army-bedouin-157

Бедуинки в ЦАХАЛе

Фото: Евгения Кравчик

 

Бедуины проходят службу в ЦАХАЛе в качестве пехотинцев и рейнджеров-следопытов. Бедуинский батальон ГАДСАР (батальон патрулирования пустыни) входит в состав Южного военного округа и дислоцирован на границе с Газой и Синаем. Его бойцы вносят немалый вклад в подавление террористического мятежа палестинцев. На батальонной кухне строго блюдут законы кашрута, Шаббат – день отдыха, когда весь батальон стоит в кипах в ожидании кидуша. Кроме командира, подполковника Ярива Эльбаза, в батальоне служат только три офицера-еврея. Подполковник объясняет, что его подчиненные вовсе не перешли в иудаизм, а рассматривают строгое соблюдение еврейских традиций как неразрывную часть армейской службы.

Основным стимулом для службы в батальоне является желание бедуинской молодежи интегрироваться в израильское общество. Военврач лейтенант Мухаммед Худжерат, начальник медицинской службы батальона, называет свою службу в ЦАХАЛе самым большим личным достижением и «входным билетом в израильское общество».

Отдельные подразделения бедуинов-рейнджеров действуют в составе всех военных округов, их придают воинским частям на время боевых операций. Относительно недавно был сформирован бедуинский батальон спасателей при Тыловом командовании. Знание местности, острое зрение и прирожденные свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, бедуин-следопыт идет впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может почуять, где и когда прошли террористы, где можно ждать засады.

Служба в ЦАХАЛе у бедуинов передается по наследству. Обычно шейх, возглавляющий бедуинское племя (хамуллу), определяет, кому предстоит идти в армию. Хамуллы бедуинов не равноправны: есть уважаемые, есть презираемые. Потому, чтобы пресечь возможные столкновения между бедуинами из разных кланов, командование ЦАХАЛа тщательно подходит к формированию бедуинских подразделений. По вероисповеданию бедуины являются мусульманами-суннитами.

Особое место в ЦАХАЛе занимают друзы – воинственное племя, живущее в горах Галилеи. Религиозное учение друзов держится в тайне от непосвященных, но известно, что одним из его положений является концепция «такийа», обязывающая членов общины к полной лояльности по отношению к властям страны проживания.

 

Друзы наряду с евреями участвовали во всех войнах Израиля, 389 из них отдали жизни за безопасность государства. В 1980 г. в Далии основан мемориал друзской славы «Яд ле-баним», увековечивший память о каждом павшем воине. Все залы мемориального центра названы в честь какого-либо лидера еврейского государства. Здесь располагается также подготовительный центр для призывников

Фото: Галина Маламант

 

 

Многие друзы являются сторонниками сионистских партий, сильного Израиля и изгнания арабов. В ЦАХАЛе есть друзский мотопехотный батальон «Херев», но, в отличие от бедуинов, проходящих службу только в рамках национальных подразделений, друзы служат во всех родах войск израильской армии наравне с евреями.

Многие друзы сделали блестящую карьеру в армии. Так, заместителем начальника Генерального штаба, командующим тылом ЦАХАЛа является друз генерал-лейтенант Юсуф Мушлав. В последние годы он возглавлял командование ЦАХАЛа в Иудее и Самарии и руководил многими операциями по подавлению террористического мятежа палестинцев. Полковник-друз Амиад Парс был командиром одного из самых элитных соединений израильской армии – бригады «Гивати».

Характерна биография друза полковника Нави Мараи. Он начал службу в парашютно-десантных войсках, затем быстро вырос до командира мотопехотной бригады, позднее стал заместителем командира дивизии «Газа». 26 сентября 1996 г. полковник Нави Мараи принял свой последний бой – в этот день он руководил боевыми действиями израильских войск в районе Рафиаха и был убит огнем палестинского снайпера.

Черкесы, как и друзы, служат в ЦАХАЛе наравне с евреями. Еще во время Войны за независимость они сформировали добровольческий кавалерийский эскадрон, вступивший в ряды ЦАХАЛа. Израильские черкесы принадлежат к различных мусульманским народам Северного Кавказа (чеченцам, ингушам, адыгам) и проживают в деревнях на севере Израиля. Они служат в боевых частях и пограничной полиции. Многие черкесы стали офицерами ЦАХАЛа, а один дослужился до чина полковника. Как сказал Аднан Хархад, один из старейшин черкесской общины: «В Войне за независимость Израиля черкесы примкнули к евреям, которых было тогда всего 600 тыс., против миллионов арабов», и с тех пор никогда не изменяли союзу с евреями.

Для более полного удовлетворения религиозных нужд солдат-мусульман в ЦАХАЛе проходят службу два военных имама, которые, в частности, проводят похоронные церемонии военнослужащих-единоверцев, погибших во время прохождения службы в Армии обороны Израиля, и всячески помогают семьям усопших на протяжении трех траурных дней.

Важные изменения происходят и в общине израильских арабов-христиан, до недавнего времени сохранявших подчеркнутый нейтралитет в арабо-израильском противостоянии, обусловленный страхом вызвать погромы своих единоверцев в мусульманских странах. Потому призыв в ЦАХАЛ на них не распространялся. Однако геноцид христианского меньшинства в арабских странах привел израильских арабов-христиан к пониманию того, что только Израиль является гарантом их выживания на охваченном исламской резней Ближнем Востоке.

Среди граждан Израиля есть и арабы-христиане. Православный священник Габриэль Надаф и бизнесмен Шади Халуль являются сегодня лидерами израильских христиан, стремящихся к полной интеграции в еврейском государстве. Они возглавляют христианскую организацию «Форум за призыв христиан», выступающую за призыв христиан в ЦАХАЛ наравне с евреями и признание израильских христиан отличной от арабов национальностью – «арамейскими христианами». «Мы – арамейские христиане – хотим стать ближе к еврейскому народу, ведь мы – его союзники, – заявил Надаф. – Мы здесь живем уже на протяжении тысячелетий, корнями вросли в эту землю, и многое говорит в пользу того, что нам нужно быть союзниками евреев: наши традиции, религия, история».

Деятельность этих энтузиастов нашла поддержку в христианской общине Израиля. За прошлый год число христиан, добровольно призвавшихся в Армию обороны Израиля, значительно возросло – с 35 до 100 призывников и 500 проходящих альтернативную службу. Судя по всему, вскоре в ЦАХАЛ придут тысячи арамейских христиан.

Принимая присягу, новобранцы израильской армии клянутся на разных священных книгах – на ТАНАХе, Коране, Библии. Религии у солдат разные, но клятва у всех одинакова – они присягают на верность еврейскому государству.

 

Автор: Александр Шульман

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.