Закат
Закат
00:00
Календарь
20 Июля
2018
Еврейский календарь
7 Ав
5778
Накануне Йом Кипур
Мир еврейскими глазами

Накануне Йом Кипур

Администратор
23 августа 2017, 10:58

НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА: КАПАРОТ

Накануне Йом Кипура принято совершать обряд искупления — «капарот» (европейские евреи это слово произносят так: «капойрес»). Нет, в принципе капарот можно делать в течение всех десяти Дней трепета, но согласно Каббале лучше всего это делать в день предшествующий Йом Кипуру, причем на рассвете.

Как делают капарот? Каждый мужчина приобретает живого петуха, а женщина – курицу (для беременной женщины берут двух кур и одного петуха: одна курица - для нее самой, другая курица и петух - для плода, пол которого не известен). Если невозможно достать петуха, разрешается приобрести гуся или других кошерных птиц, животных и даже рыб. В самом крайнем случае можно провести капарот «на деньги», взяв сумму равную стоимости петуха или курицы, хотя с птицей все-таки лучше.

Взяв птицу в правую руку, читают установленный мудрецами текст, а затем вращают ею над головой, говоря: «Это – моя замена, мой заместитель, мое искупление. Этот петух умрет, (или «пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели») а мне предстоит долгая, добрая и мирная жизнь». Эти слова произносятся трижды.

Не следует думать, что тому, кто совершает капарот, прощаются все грехи. Слово «искупление» нужно понимать как «замену вместо меня в качестве выкупа», то есть, как бы вместо нас умирает петух. И очень важно это хорошо понимать!

После этого петуха/курицу режут, а мясо отдают бедным людям (или продают птицу, а ее стоимость отдают на цдаку).

Подробнее о традиции "Капарот" читайте здесь

НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА: ЛЕКАХ

Накануне Йом Кипура принято просить у друзей или членов семьи медовый пирог-леках (в хасидских общинах существует традиция просить леках у раввина общины), и затем кушать его, желая друг другу «Лешана това у-метука!» («Доброго и сладкого года!»).

Смысл этой традиции — в символическом пожелании: если нам в следующем году и придется протягивать руку за подаянием, то пусть нам смогут помочь не посторонние люди, а близкие (чтоб не пришлось стыдиться), и уж если нам придется просить, то пусть это будет леках, т.е. не кусок хлеба, необходимый для выживания, а медовый пирог — вещь явно не первой необходимости.

НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА: МАЛКОТ

Перед дневной молитвой накануне праздника принято принимать на себя 39 ударов (на иврите «малкот»), побуждающих к раскаянию. Принимающий удары подпоясывается поясом (на идиш называется «гартл») и нагибается (или становится на колени), обращаясь лицом к северу. Бьющий берет в руки ремешок тфилин или кожаный ремень и легонько (сторонников маркиза де Сада просят не беспокоиться!) ударяет по подставленной спине: по правому плечу, левому плечу и по нижней части спины, повторяя это 13 раз. Во время каждого удара и бьющий и принимающий удары говорят по одному слову из фразы: «И он Милосердный простит злодеяние и не погубит согрешившего, как не раз уже отвращал гнев Свой от грешника, и не обрушит на него всю ярость свою» (Ве-Ѓу Рахум йехапер овон вело йашхит веѓирба леѓашив апо вело йор коль хамото). Эту фразу, в которой 13 ивритских слов, повторяют три раза, сопровождая слова ударами. Таким образом, получается 39 ударов — максимально возможное, согласно еврейскому закону, телесное наказание. Смысл тут такой же, как с лекахом: если нам в наступившем году предназначено наказание, то вот оно уже случилось, причем по полной программе и ничего уже добавить нельзя.

НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА: ЛЕБЕДИКЕ ЛИХТ

Каждый женатый мужчина должен взять с собой в синагогу свечу, которая горит 24 часа (такую свечу обычно можно приобрести в лавке еврейских товаров при синагоге). Эта свеча называется «лебедике лихт» (на идиш «свеча жизни»). Ее не принято зажигать самому — нужно отдать ее сотрудникам синагоги, чтобы они зажгли ее. Кроме того, каждый читающий «Изкор» по умершим родителям, должен зажечь поминальную свечу у себя дома.

НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА: СЕУДА МАФСЕКЕТ

Целью поста в Йом Кипур является вовсе не желание уморить человека голодом, а намерение не отвлекать его от мыслей о раскаянии, поэтому перед Йом Кипуром рекомендуется хорошо поесть. С этой целью после дневной молитвы «Минха» (т.е. после полудня) устраивают праздничную и обильную трапезу (сказано, что тот, кто накануне Йом Кипура хорошо поел, как будто дважды провел Йом Кипур, ведь сытый желудок не отвлекает владельца от мыслей о Главном).

А ближе к вечеру устраивают разделяющую трапезу (на иврите «сеуда мафсекет»), т.е. трапезу, отделяющую обычный день от поста. Эта трапеза должна состоять только из легких, хорошо переваривающихся блюд. В нее не включают рыбу, чеснок, острые и соленые блюда, алкоголь и мясо. Именно кусковое мясо, потому что есть традиция в этой трапезе кушать «креплах» — нечто типа пельменей с молотым куриным мясом; символическое блюдо, где «белое закрывает красное», т.е. тесто прикрывает мясо. Белое символизирует «хесед», милосердие, а «красное» — «дин», справедливый суд. Соответственно, креплах символизирует нашу надежду на то, что милосердие все-таки возобладает, и мы получим не по заслугам, а из жалости….

А непосредственно перед постом, рекомендуется выпить 1-2 литра (5-6 чашек) горячего и сильно сладкого чая — для того, чтобы повысить уровень сахара в крови. Тогда пост будет легко переноситься, и так поступают во многих еврейских семьях, в которых пост — многолетняя традиция.

После этой трапезы родители благословляют своих детей следующими словами: «Да удостоит тебя Б-г стать таким, как Эфраим и Менаше» (мальчиков) или «…как Сара, Ривка, Рахель и Лея» (девочек).

НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА: БИРКАТ ЃА-БАНИМ

В некоторых общинах «биркат ѓа-баним» — благословение детей совершают перед каждым шабатом, но, например, в общинах Хабада это принято делать только в канун Йом Кипура, сразу же после разделяющей трапезы «сеуда мафсекет». Отец накладывает обе руки на голову ребенка и говорит

сыну: Йесимхо Э-лой-ѓим ке-Эфраим вехи-Менаше! («Да удостоит тебя Б-г стать таким, как Эфраим и Менаше»),

дочери: Йесимех Э-лой-ѓим ке-Соро, Ривка, Рохель ве-Лея! («Да удостоит тебя Б-г стать такой, как Сара, Ривка, Рахель и Лея»).

Затем произносится текст благословения коѓена: Вайдабер А-дой-ной эль Мойше лэймойр. Дабэйр эль Аѓаройн веэль бонов лэймойр, кой сэвораху эс бнэй Исроэл, омойр лоѓэм: «Йеворехэхо А-дой-ной вейишмерэхо. Йоэйр А-дой-ной понов эйлэхо вихунэко. Исо А-дой-ной понов эйлэхо вейосэйм лэхо шолом. Весому эс шми аль бнэй Исроэл ваани аворахэм» («И Г-сподь сказал Моше следующее: «Скажи Аѓарону и детям его: «Так благословляйте сынов Израиля, говорите им: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир». И благословят они именем моим сынов Израиля, а Я благословлю их!»).

После этого можно добавить ребенку добрые пожелания от себя и, переодев обувь (чтоб была не кожаная) отправляться в синагогу.

Другие статьи

Последние статьи

Законы общественных постов

Для чего нужен пост?

9 Ава: Что и как делать?

Как работает сойфер, переписчик Торы?

Не субботний разговор: о чем молчать в Шабат