Интерес детей начинается с искреннего интереса и увлеченности родителей. Если родитель равнодушно передает с полки нужную книжку, ищет фильм или отстраненно присутствует на экскурсии – ребенок подхватит такое же вирус равнодушия. Вдохновить другого можно, если вы сами увлечены, вам это интересно и вы способны об этом много и интересно рассказывать.
Исходная точка
Интерес к истории начинается не с родительского «так надо», а с «а что интересно в истории моего народа мне?».
Рассказать историю КАК
Детей и взрослых можно классифицировать по склонностям к разной деятельности. От этого зависит, что им интересно в истории. Есть четыре типа личности:
- ученые: те, кому нравится получать знания, обучать, исследовать, кто работает в институтах, учителями, веб-разработчиками, занимается аналитикой.
-менеджеры (военные): те, у кого есть способности управлять людьми, организовывать процессы, общаться, они обычно работают в сфере коммуникаций, управления, защиты, госуправления, благотворительности.
-торговцы: люди, которые видят выгоду, умеют покупать и продавать, организовывают торговлю и зарабатывают.
-мастера: те, кто работает руками – рисует, шьет, строит, играет, готовит, ремонтирует.
Все четверо могут учиться музыке, но: один будет сочинять или исследовать музыку, второй – дирижировать оркестром, третий – организовывать концерты, четвертый – великолепно играть на скрипке.
Если понять, что к какому типу относится ваш ребенок, вы найдете ключик, как его заинтересовать. Под каким углом рассказывать ему историю: о великих ученых, правителях, поднимавших страну с нуля, торговцах, которые налаживали контакты между странами или теми, кто создавал руками прекрасные произведения искусства.
«Ученого» заинтересуют новые книги и фильмы, факты, исследования, археологические раскопки… Менеджера - биографии великих полководцев, царей и правителей, как они управляли государством, связи между людьми. Они вдохновятся личностями. «Торговец» скорее заинтересуется торговыми путями между странами, способами циркулирования денег в древнем государстве, историями ростовщиков и банков. А «мастер» - тем, что было сделано руками, техниками выполнения, красотой вещей, костюмами, инструментами – тем, что обычно хранится в музее.
Где «хранится» история?
Музеи, города и экскурсии, книги, фильмы, мультфильмы, настольные игры, интернет… Количество и качество информации сегодня зашкаливает. Было бы время самим разобраться и сделать свою подборку источников для обучения детей. Существуют современные проекты именно для того, чтобы увлечь детей историей. Например, в Великобритании создали цикл мультфильмов про Древнюю Грецию – анимировали старинные росписи на вазах и сделали из них живые истории: древние греки беседуют, пьют вино и отдыхают, а мы «наблюдаем» за ними. Посмотреть можно здесь.
BBC сняли фильмы «Ноев ковчег» (2004), «Моисей» (2002). Снят фильм Симхой Якубовичем «Quest for the Lost Tribes» - о 10 коленах Израиля, которые после завоевания ассирийцами якобы пропали.
Исторические квесты
Квест – одна из форм проектного образования, когда вы берете идею, явление, сюжет и рассматриваете с разных точек. Если взять сюжет восстановления государства Израиль, то обязательно будет рассматриваться история, политики, экономика, география. Причем историю можно рассказывать в понятных для возраста ребенка терминах и реалиях. Квесты можно делать на любую тему, родительским составом или с помощью аниматоров. Для прохождения квеста придется предварительно изучить тему и обеспечить доступ в Google.
Секретные ингредиенты
Самых маленьких детей вдохновляют мультфильмы про суперменов, постарше – фильмы человека-паука и пиратов Карибского моря. Детям нужны примеры для подражания и исторические персонажи вполне подходят на роль героев. Секрет интересной истории – в деталях, которые оживляют сюжет и мраморную статую превращают в живого человека со своими привычками, недостатками, любимой едой и важной миссией. Детали дают чувство сопричастности, как будто речь идет о близких вам людях и местах, оживляют картины прошлого. Всегда можно найти интересного преподавателя, экскурсовода, историка…
В истории, как и в любом другом деле, очень важно КАК.