Еврейский календарь
5 Элул
5778
Календарь
16 Августа
2018
Недельная глава:
Шофтим
ТЕМА НЕДЕЛИ
Молитвы Слихот – покаяние в поэзии
Мир еврейскими глазами

Молитвы Слихот – покаяние в поэзии

U-jew
23 августа 2017, 10:57

С давних времён евреи пытались найти подходящее место для молитвы посреди всех своих повседневных забот. Молитва помогала создать надёжную связь со Вс-шним, обрести надежду на лучшую жизнь и быть уверенным в своём будущем. Особенно трепетно евреи относятся к молитве в осенние праздники – Рош а-Шана и Йом Киппур. Согласно еврейской традиции, в эти дни решалась вся судьба человека на будущий год, а для этого необходимо себя подготовить и как бы дать отчёт самому себе за прошедший год, попросить прощение у другого, раскаяться перед Вс-шним за «плохое поведение» Словом, до осенних праздников евреями был дан период около месяца для подобного самоотчёта, совмещённого с раскаянием и вообще с особым поведением, направленным на некое понимание грядущего суда в Йом Кипаур. Следует также добавить традиционное мнение о молитве Моше в течение 40 дней о прощении своего народа за грех золотого тельца и дополнительные 40 дней о даровании вторых Скрижалей, которые заменив Первые, навсегда стёрли бы с лица народа выполненное им преступление. Здесь можно привести множество других факторов, но главная цель была направлена на то, что месяц перед еврейским новым годом (Рош а-Шана) был предопределён как месяц самоотчёта в совершённых ошибках и преступлениях за прошедший год, и, соответственно, исправлении их.

Для евреев наилучшим временем для настоящей молитвы всегда была ночь, точнее её предрассветная часть. Об этом говорят множество отрывков из книги Тегилим. Согласно традиции, это было время, когда больше проявляется б-жественное милосердие в отличие от б-жественной строгости, чьё время приходится на вторую половину светового дня и сам заход солнца. В это время евреи могли просить своего Небесного Отца о даровании всевозможных благ, прощении, а главное – раскаяния в совершённых прегрешениях. У евреев сложился обычай полуночного бдения «Тикун Хацот», когда они в полночь собирались в синагогах и читали особые отрывки до утра, а затем молились. Подобное бдение было сильно действующим для многих отчаявшихся евреев и вселяло в их сердца большой оптимизм.

Таким образом, исторически и традиционно сложилось, что еврейские общины на протяжение столетий выделили последний месяц в особый период, посвящённый внутреннему самоотчёту и раскаянию, снабдив его по этой причине дополнительной литургией в молитвах и повседневной жизни.

Прежде всего, следует отметить, что центральное место в этот период занимают молитвы «Слихот» – молитвы покаяния и прощения. Это целый комплекс различных молитв и элегий, написанных в уникальной поэтической форме, в виде акростиха или просто используя рефрены для более мягкого восприятия покаянной молитвы. Их написали выдающиеся авторы: Раши, Ибн Эзра, Ибн Гебироль и другие. Помимо глубокого философского смысла, эти пропитанных чувственной силой и небывалой литературной мощью слова смогли в действительности отразить суть покаяния. Однако большинству еврейского населения такие красочно изощрённые слова было просто не по силам понять.

Традиция чтения Слихот отличается в различных общинах. В сефардских общинах согласно кодексу Шулхан Арух, их начинали читать со второго числа месяца элул и заканчивали чтение перед Днём Искупления («Йом Киппур»). В ашкеназских общинах, по мнению Рамо, их начинали читать в последнее или предпоследнее воскресенье перед Новым Годом («Рош а-Шана») и заканчивали в пост Гедальи. Если Рош а-Шана выпадает на первую половину недели, тогда их начинали читать на одно воскресенье раньше, а если выпал на вторую половину (есть четыре дня для их чтения), тогда начинают читать в последнее воскресенье уходящего года.

 Молитвы покаяния Слихот принято читать перед ежедневной утренней молитвой, но у хасидов Хабад принято первый раз начинать читать после полуночи на исходе субботы. Особо длинная молитва приходится на канун праздника Рош а-Шана. Есть общины, которые намеренно отдвигают время молитвы, чтобы оставить место и прочесть покаянные молитвы раньше. В некоторых восточных общинах молитвы Слихот начинают читать с 15 числа месяца элула, а не с начала месяца.  

Текст Слихот у ашкеназов и сефардов различается. У ашкеназов сохраняется постоянная форма тринадцати качеств Б-жественного милосердия, исповедальных молитв и поэтических составляющих в то время, как у сефардов выведен каждодневный монолитный вариант. В любом случае, как у сефардов, так и у ашкеназов, существуют свои вариации.

Молитвы Слихот имеют статус обычной литургической службы. В них даже присутствуют повседневные отрывки, которые встречаются в ежедневных молитвах. Например, «Ашрей» (Счастливы..), Кадиш и т.д.

Одним словом, покаянные молитвы Слихот стали серьёзной вехой, как в развитии литературной и философской деятельности еврейской мысли, так и в повседневном отношении евреев между собой в общем ракурсе раскаяния, присущего последним дням уходящего года. 

 


Присоединяйтесь в Telegram

Другие статьи

Последние статьи

Еврейский взгляд на украинскую революцию
Индюшатина - кошерна?
Политика в еврейской традиции
Свобода от ненависти
Мессия. Энциклопедия иудаизма