Еврейский календарь
13 Тишрей
5779
Календарь
23 Сентября
2018
Недельная глава:
Гаазину
ТЕМА НЕДЕЛИ
Марк Шагал и его музы
Персона недели

Марк Шагал и его музы

Татьяна Аххо
12 сентября 2018, 16:22
Время прочтения Время прочтения: 9 мин.

 

Часто бывает сложно предсказать судьбу того или иного таланта. Бывает, что, значительно опережая свое время, писатель, поэт или художник не находит признания при жизни. Бывает и наоборот. История знаменитого авангардиста Марка Шагала – как раз история о таком вот “наоборот”. Его дар, как ни парадоксально, был замечен, подтвержден и признан всеми его современниками.

Мовше Хацкелевич Шагал (именно таким было настоящее имя художника) родился 6 июля 1887 года в семье приказчика в Витебске, который на тот момент являлся небольшим местечком в одной из губерний Российской империи. Родители прочили сыну будущее бухгалтера, но их надеждам не суждено было воплотиться в жизнь. В ребенке начал проявляться талант художника. Сразу стало понятно, что никаким бухгалтером Мовше не будет. Мальчик бредил холстами, кистями и красками. После того, как Мовше получил традиционное еврейское образование, выучил Тору, Талмуд и древнееврейский язык, в результате затяжных внутрисемейных споров и даже скандалов, мальчика решено было отдать обучаться живописи в мастерскую Юделя Пена.

Однако из Мовше никогда не получалось хорошего ученика: он просто не признавал никаких правил, рамок и догм, а вместо этого создавал свои – рисовал то, что хотел, и так, как чувствовал. Юному Мовше быстро стало понятно, что развивать свой талант в Витебске у него вряд ли получится, ведь здесь нет картин Рембрандта, Ренуара, Гогена, Делакруа, Ван Гога – тех, которые действительно могли его чему-то научить. И, получив скудную сумму денег у отца (который со скрипом отпускает его и отказывается в будущем помогать Шагалу), он решает поступать в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Однако, столица подготовила для него первый значительный удар судьбы: официальный экзамен для поступления в Академию он не сдает. Расстроенный и разочарованный, в 1909 году он возвращается в Витебск. Сам он об этом времени писал:

«Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему».

В этот же самый период в Витебск из столицы возвращается дочь ювелира Белла Розенфельд, которая могла бы стать замечательной актрисой, но травма, полученная ею на репетиции, сделала ее мечты об актерской карьере несбыточными. Так сложилось, что на момент своей встречи каждый из них переживал не самый легкий период в своей жизни – период, полный борьбы и испытаний. Есть разные версии того, где именно они встретились впервые: кто-то утверждает, что они разговорились, прогуливаясь по мосту над Витьбой. По другим источникам, они познакомились в гостях у Теи Брахман, подруги Беллы. Шагал вспоминает о судьбоносной встрече так:

«Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена».  

Белла до конца жизни останется его музой и любимой женщиной. В дальнейшем ее лицо можно будет узнать практически в каждом образе, созданном художником.

Эта встреча дала Мовше ощущение уверенности. Он возвращается в Петербург, и поступает учиться сначала к Рериху, а позже – к Леону Баксту, который оценил незаурядный талант молодого художника и захотел помочь юноше, приняв решение оплачивать его проживание в школе.

В 1911 году, поменяв свое имя на более европейский вариант, Мовше становится Марком Захаровичем и переезжает в Париж. Некоторые источники говорят о том, что переехать в Париж и жить там художнику помогает депутат Государственной Думы Максим Винавер, с которым он познакомился в том же 1911 году. В Париже Марку пришлось нелегко – он жил в “Улее” – помещении для бедных художников-иностранцев. Денег, которыми ему помогал Винавер, хватало только на самое необходимое – еду и аренду помещения мастерской, что уж говорить о холстах! Поэтому художнику приходилось писать картины на скатертях, простынях и даже… ночных рубахах!

Несмотря на все эти трудности, Шагал влюбился в Париж. Он говорил, что только здесь он может творить. Большую часть своего свободного времени он проводил в Лувре: «Легче всего мне дышалось в Лувре. Там меня окружали давно ушедшие друзья».

 На картине «Я и моя деревня» профиль Шагала из Парижа обращен к Витебску. 

Его картины часто странны и не всегда понятны, в них сложно найти логику и отсутствуют какие-либо законы физики, действующие в реальной жизни – но это мелодия кисти, симфония чувства, души. Там есть люди, которые летят, сквозь пейзажи Парижа проглядывает родной Витебск, и в каждом написанном им образе неизменно присутствует любовь – его единственная муза Белла Розенфельд. Одними из самых известных картин Шагала являются шедевры "Я и деревня", "Посвящение моей невесте", "Памяти Аполлинера", "Голгофа", "Вид Парижа из окна", "День рождения", "Над городом", "Синий домик", "Прогулка", "Одиночество", "Белое распятие", "Свадебные огни", "Исход", "Мосты через Сену", "Война".

С началом Первой мировой войны, в грозовом 1914 году Шагал приезжает в Витебск на свадьбу к своей сестре. Вскоре он и сам женится: в нем не осталось сомнений в том, что Белла предназначена ему судьбой. В 1916 году у счастливых молодых супругов рождается девочка, которую нарекли Идой.

Тем временем в России наступают смутные времена: приходит революция. Шагал был одним из тех, кто в надежде на новую, совсем другую жизнь принял ее воодушевленно и с энтузиазмом. Шагал становится комиссаром по делам искусств в Витебской губернии.

К первой годовщине революции Шагалу было поручено украсить город. Под руководством художника городские маляры разрисовали бесконечные нити заборов, которыми был опутан Витебск; разрисовали даже стены и вообще все, на чем можно было рисовать. Это было невероятное граффити, которого до тех пор не видел ни один город.

Художник создает собственную Школу искусств и некоторое время преподает в ней. Об этом времени он писал так:

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, — воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Однако надежды на то, что он поможет юным талантам раскрыться, оказались напрасны. Это было время абстракционизма и отрицания абсолютно всех прежних ценностей. Шагала называют «староватором».

Из-за разногласий в подходах к обучению творческой молодежи с Казимиром Малевичем, Шагал уезжает с женой сначала в Москву, где работает над оформлением театральных представлений, а позже перебирается в Берлин. И вот в 1923 году он снова в Париже. Здесь он вполне счастлив, много творит и осуществляет свои художественные замыслы, очень много пишет. В 1937-м он получает гражданство Франции. А в это время на политическую арену в Европе выходит Гитлер. Из Парижа Марк и Белла уезжают буквально в последний момент.

В 1941-м они бегут от надвигающегося фашизма в США, где Марка очень хорошо и приветливо встретили. Но сердце и мысли художника то и дело возвращаются в Европу… Когда в 1944 году Париж освободили, они торопятся с отъездом. В это время тяжело заболевает Белла, у нее очень быстро прогрессирует вирусное заболевание. Так и не увидев вновь Парижа, она умирает на руках у своего мужа. Для Марка смерть любимой жены стала настоящей катастрофой.

Марк впадает в глубокую депрессию, целыми месяцами не пишет картин и вообще не берет в руки кисть. Зачем? Он не видит в этом смысла, когда из его жизни навсегда ушла любовь. Его буквально спасает дочь Ида, которая вытащила его из депрессии и долгих переживаний, заинтересовав отца работой над иллюстрациями к книге воспоминаний «Горящие огни», автором которой была ее мать и жена Марка – Белла. До самой смерти он отказывался говорить о ней как об умершей.

Второй женой Шагала стала дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Хаггард, которая родила ему сына Дэвида. Однако в 1947 году она уходит от художника.

Его последней женой становится Валентина Бродская – дочь известного промышленника и сахарозаводчика Лазаря Бродского, на которой он женится в июле 1952-го. На исходе жизни она была его тихой гаванью и последней любовью. Хотя ее упрекают в том, что она стала скорее не вдохновительницей, а “менеджером” Шагала, сложно точно сказать, каким было ее значение в жизни художника. Сам Марк говорил о своей жизни с “Вавой” так:

«Слава Богу, Вава возле меня. Она затмевает своей красотой всех женщин Витебска».

Ваве удалось создать дома для художника атмосферу уюта и спокойствия. Главным было то, что Шагал вновь стал очень востребованным художником, снова начал много писать, в том числе Ваву. Валентину Марк всегда изображает в Париже. «Тебя только вижу, тебя живущую ради меня», — это о ней.

В 60-х годах Марк начинает интересоваться настенными, потолочными росписями, шпалерами, витражами. Этот период был очень плодотворным для мастера. Он создал такие значимые вещи, как роспись плафона Оперы Гарнье во Франции и панно для Метрополитен-Опера, мозаики для Национального банка в США. Не забыл Шагал также историческую родину своих предков – Израиль. В Иерусалиме он создал мозаики и шпалеры для здания парламента, витражи для синагоги медицинского центра "Хадасса", позже – украсил множество синагог не только в Израиле, но и по всей Европе и Америке.

Витражи больницы Хадасса

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона. В нарушение всех существующих правил, по которым в Лувре не устраиваются экспозиции еще живущих художников, в 1977-1978 году там была устроена выставка его работ.

Шагал умирает так же невесомо, как вдали от земли парят люди в его картинах – в лифте собственного дома, 28 марта 1985 года. Так уйти из жизни могло получиться только у него.

Присоединяйтесь в Telegram

Случайные статьи

Каббалистический ритуал «пульса денура»: шанс выжить - 0
Красота Сары
По стопам Эстер: дорогой изменений
9 Ава: Что и как делать?
Тайный день календаря