Вспомним, как разводить в лесу костер. Позаботиться о месте, собрать сухие дрова и маленькие ветки, подготовить сухую траву и бумагу для разжигания, укрыть огонь от ветра, позаботиться о раздувании огня и как тушить потом. От того, кто разводит огонь, нужно: использовать все свое мастерство; учесть погоду, ветер, влажность, сухость дров и т.п.; быть гибким, держать внимание на огне; прислушиваться или отвергать чужие советы или помощь. Этот же набор понадобится, чтобы зажечь интерес к знаниям в детях и поддерживать его долгие годы.
Системное качественное внимание
К ребенку и его интересам. Один раз поговорить или уделить ему раз в неделю час – очень мало. Дети хотят много качественного внимания и искреннего, настоящего интереса взрослого к себе и своим делам. Регулярно. Если один вечер увлекательно изучать звездное небо, а потом отмахиваться от детских вопросов и просьб, это может как раз привести к разочарованию в знаниях.
Самому быть увлеченным
Дети копируют родителей. Не получится приучить ребенка к чтению, если сам читаешь только со смартфона. Ребенок не видит разницу между мультиками и чтением книг с гаджета. Бумажная книга все-таки совсем другое, и к счастью, в качественных книгах недостатка сейчас нет. Взрослые передают детям не формальные знания, а увлеченность и любовь к предмету. Именно таких учителей любят в школе и потом помнят всю жизнь. Родитель может передать любовь к тому, чем увлечен сам: танцы, рисование, чтение, изучение химии или физики. Или изучать увлеченно вместе с ребенком хотя бы на первых этапах.
Наблюдать за ребенком
У каждого человека – свой способ узнавать мир и свой «набор» способностей и интересов. Если дошкольник увлечен мультиками про фиксиков, то узнавать новое ему интересно из рук своих персонажей. Если ребенку нравится ухаживать за цветами и морскими свинками, то биология, география и физика понравятся больше, чем физика. Главное, не реализовывать через ребенка свои несбывшиеся мечты.
Поддерживать и вдохновлять
Современные психологи советуют хвалить не абстрактно «ты так красиво нарисовал», «ты такой молодец», а конкретно: «у тебя улитка получилась как живая», «ты сочетаешь интересно красный и оранжевый», «ты рисовал целых 2 часа без перерыва эту картину». Когда хвалят конкретно, ребенок больше понимает свои сильные стороны, в дальнейшем мотивирует и помогает опираться на них. У детей бывают страхи: нового, ошибиться, что будут ругать и т.п. И если родитель вовремя заметит страх и бережно проведет сквозь него, покажет, что делать новое – не страшно, что смелый не тот, кто не боится, а тот, кто умеет преодолевать страх, покажут, что для них главное – он сам и они его любят несмотря на проигрыш или ошибку - это по-настоящему подержит и будет мотивировать ребенка изучать новое.
Отношения со школой могут сложиться или не сложиться. Что могут сделать родители школьника: держать фокус на знании, а не на оценках; честно объяснить, зачем нужны знания во взрослой жизни; поддержать по интересующим предметам.
Давать возможность делать новое
Все, что угодно: копать грязь, помогать по дому, общаться с людьми, спрашивать, разбирать и собирать технику. Это не всегда удобно, часто страшно. Но именно когда родители усмиряют свои страхи и перестают программировать ребенка на «упадешь», «ударишься», а дают возможность получить опыт (иногда заранее безэмоционально сообщая о последствиях), ребенок развивается.
Создавать пространство для получения знаний
Если в поле зрения и доступности у ребенка нет книг, возможности экспериментировать, узнавать новое, то интерес к знаниям вряд ли можно будет закрепить. Люди, книги, видео, кружки, секции, музеи, поездки, возможность дома проводить эксперименты, школы робототехники, танцы – то самое важное развивающее окружение. Главное, не забывать, что интеллект формируют не только чтение и математика, но и занятия развивающие мелкую моторику, танцы, музыка, рисование
Разговаривать
Иногда родителям от усталости хочется спрятаться в самый дальний угол дома и выключить все звуки – это правда. С ребенком любого возраста нужно обсуждать фильмы, книги, события в жизни его, семьи, друзей и страны. Разговаривать. Быть в контакте. Слушать его. Мягко направлять его интерес к предметам в нужное русло. Понимать, что нужно ребенку для развития. Эти знания о склонностях и интересах ребенка вряд ли даст няня или школа.