Сегодня существует определенный план-стереотип для обычной жизни, разного рода обучение, затем ступеньки карьеры. И как-то так сложилось, что все мы примерно знаем, ожидаем - какие события и достижения должны нас сопровождать на разных этапах жизни. Например, к 30 годам от мужчины ожидается, что он уже утвердится в профессии, будет женат и будет иметь минимум 1 ребенка. К 40 годам этот же мужчина уже должен иметь определенный имущественный статус, измеряемый возможностями той страны, где он живет.
Однако все это касается только материальной стороны вопроса. Духовная часть остается незатронутой. Есть ли какая-то такая же, пусть даже условная, градация духовного развития еврея? И что главное должно быть освоено и усвоено, и к каким годам?
Ответ на этот вопрос дает Устная Тора в трактате Мишны Авот (гл. 5). В этой статье мы будем говорить о еврее-мужчине. У женщины — иные этапы духовного развития.
Механизм духовного развития человека — настолько сложен, что в рамках нашего раздела, в своем ответе могу лишь в общих чертах описать основные моменты затронутой темы.
Итак, в данной мишне от лица одного из Учителей Мишны, Йегуды бен-Тема (1-2 вв. н.э.) говорится, что в 5 лет ребенок приступает к изучению Торы, в 10 — к изучению Мишны. С 13-ти лет он начинает соблюдать заповеди, в 15 — изучать Талмуд. В 18 — женится, в 20 — начинает активную взрослую жизнь (содержит семью и т.д.). В 30 лет развивается духовная сила, в 40 — способность связывать элементы в целостную картину, духовная интуиция. В 50 лет он воспитывает учеников, в 60 — появляется мудрость, в 70 — подводит итоги, в 80 — полностью контролирует себя. В 90 — достигает состояния полного преклонения перед Вс-шним, ведет с Ним внутренний диалог. В 100 он — как будто бы отстранился и ушел из земного мира.
Теперь кратко разъясним некоторые моменты.
В 20 лет человек полностью сформировался, но внутренней стабильности, духовного стержня у него еще нет. Это развивается к 30-ти годам, когда он становится духовно устойчивым, у него появляется четкое осознание индивидуального жизненного пути и задач. В 40 — способность в каком-то смысле «соприкоснуться» с духовностью, «дотронуться» до глубинных пластов Торы. В 80 лет человек уже насладился жизнью, и осознал, что всем материальным ценностям — «грош цена» Поэтому у него есть возможность во всем, тотально, себя контролировать. В 90 лет начинается подготовка к переходу в иное состояние, материальность отходит в тень. После 100 он ощущает себя больше «там», нежели «здесь», материальность в его глазах теряет всякий смысл.
Вс-шний проявляет Себя в мире десятью путями, по сути — десятью потоками духовного Света, из которых состоят все элементы Творения. Одинаковая структура, но с разным внутренним наполнением создает все многообразие объектов и явлений. Называются эти потоки духовного Света — сефирот (в ед.ч. — сефира) или — мидот, качества.
Душа тоже, естественно, состоит из десяти сефирот. Они существуют от рождения, но каждая формируется, развивается — своим чередом, постепенно. Сефира может быть в пассивном состоянии, и тогда качества ее или возможности, соответствующие ей, проявляются очень слабо или совсем не проявляются. Если сефира находится в активном состоянии — определенные, связанные с ней качества буквально «фонтанируют».
У новорожденного младенца уже есть все десять сефирот. Но все они — очень пассивны. Поэтому он практически почти ничего не умеет делать. В первые десять лет жизни ребенка развивается первая сефира, остальные пока — пассивны. С 10-ти до 20-ти лет — вторая, остальные (кроме первой) ждут своего часа и т.д.
Читайте также: Решающее испытание
В эти периоды человеческой жизни этапы развития его души определяют и основное направление его деятельности. В 5 лет развилась, образно говоря, половина первой сефиры, и это дает душе возможность изучать азы Торы на самом элементарном уровне. В 13 — духовного «наполнения» уже достаточно для того, чтобы соблюдать заповеди и т.д. Все дальнейшие изменения, кроме начала соблюдения заповедей ровно в 13 лет и один день, происходят — плавно, без скачков. Проснувшись утром в свое 40-летие или 50-летие человек не ощущает в себе никаких резких перемен.
Всевышний поместил человека в этот мир для реализации духовной задачи. Существуют два параметра духовного роста: один — безусловный, определяемый течением времени, другой — измеряется качеством, а в некотором смысле — и количеством проделанной духовной работы. Попутно напомню, что духовная работа, как неоднократно говорилось в ответах сайта, подразумевает практическую реализацию законов Торы в трех направлениях: изучение Торы, молитва, добрые дела.
В любом возрасте у человека есть все качества, но на разных жизненных этапах некоторые из них — более активны, другие — менее активны или пассивны.
Скажем, и в 20 лет у человека есть качество мудрости способность подводить итоги. Но — на минимальном уровне. На протяжении жизни мы, разумеется, не стоим на месте. Степень мудрости в 50 лет и в 20 — не одинакова, хотя и в 50 лет она (мудрость) все еще не достигает своего истинного раскрытия. Этот процесс (истинного раскрытия мудрости) начинается в 60 лет.
Следует иметь в виду, что пока мы рассматривали возрастные этапы развития с позиций времени (первый параметр), в течение которого накапливаются знания и опыт. Однако главный и определяющий фактор — духовная работа. И в мишне, которую мы обсуждаем, речь идет о потенциале, который человек может реализовать по достижению определенного возраста.
В каждом периоде открывается определенный духовный канал, по которому Вс-шний может (и хочет!) «вдохнуть» в человека жизненную энергию, необходимую для реализации стоящих перед ним задач. Но сколько энергии каждый из нас сумеет принять — зависит от наших усилий в осуществлении духовной работы. Иными словами, объем потенциала на следующем этапе во многом связан с уровнем духовной работы, которого мы достигли на предыдущих этапах. Максимальный уровень — индивидуален и определяется духовным корнем каждой души.
Например, с 20-ти до 30-ти лет развивается возможность стать полноценным взрослым человеком, научиться принимать решения, брать ответственность за себя и других. Но если некто не занимается духовной работой, он не создает в своей душе, образно говоря, «емкость», в которую Вс-шний «вдохнет» необходимый Свет. И тогда этот потенциал так и останется в «спячке». Как поезд, который подошел к станции, но в него никто не сел, и он так и поехал дальше с пустыми вагонами.
Не развивая свои возможности, человек наносит себе только вред. Ведь время идет. Вместо того, чтобы духовно расти, он обрекает себя — на увядание. Есть люди, которые и в 50 лет ведут себя безответственно, проявляя инфантильность. Бывает, что и в 70-80 лет — не видно, что они набрались мудрости, дали достойное воспитание детям и/или ученикам. В таком возрасте, это, казалось бы, должно было произойти, но человек не работал над собой, а потому и не достиг результата.
Прилагая большие усилия к духовной работе, можно добиться и больших успехов, опережая очередные этапы развития. Когда человек, допустим, оказывает помощь людям в различных жизненных ситуациях, он сам, размышляя, как разрешить их проблемы, будто бы проживает вместе с ними трудные моменты. Обогащая тем самым собственный жизненный опыт.
И в 30 лет (и даже раньше) человек способен стать мудрым и иметь учеников, которые могут быть значительно старше него. К примеру, великого Учителя Мишны (2-й век) раби Элазара бен Азарию, когда ему было всего 18 лет, избрали главой Сангедрина (Высшего раввинского суда).
Если человек делает тешуву, т.е. возвращается на пути Творца, он в любом возрасте может наверстать упущенное. Если будет прилагать к реализации духовной работы усилия, соответствующие его уровню и возрасту.
Например, великий Учитель раби Акива приступил к изучению Торы лишь в 40 лет, занимаясь в группе с начинающими. А через несколько десятилетий он уже стал одним из великих Учителей своего поколения, а в каком-то смысле — величайшим.