Ответ кажется довольно простым - сама Тора говорит о магии во время Исхода, когда колдуны Фараона пытались подражать необычным действам и нескольким казням (египетским). Несколько строк в Торе, однако, запрещают магию и колдовство: “Вы не должны позволять жить волшебнику”, и “Да не найдется среди вас … предсказателей, колдунов и прочих … ибо всякий, кто делает это, будет мерзок Б-гу”.
По-видимому, Тора предполагает наличие понятий магии и колдовства, иначе не было бы необходимости в запрете.
Действительно, большинство имеющих близкое отношение к Торе считают, что магия в самом деле существует. Маймонид, однако, не согласен с такими выводами. Давайте рассмотрим философский фундамент этого несогласия.
Маймонид о волшебстве
После объяснения наказания за “практику” магии, Маймонид продолжает:
“Все вышеизложенное - ложь, с которой первые идолопоклонники обманывали языческие народы для того, чтобы вести их за собой. Это не в стиле евреев, мудрого народа, быть вовлеченными в такую пустоту, не в их стиле верить, что это имеет хоть какую-то ценность … Каждый, кто верит в магию и считает это правдой, которую запрещает Тора - глуп и слабоумен … Учителя мудрости и совершенных знаний знают, с ясным доказательством, что все эти практики, которые запрещает Тора, не являются отражением мудрости, а скорее отражением пустоты и тщеславия, что привлекают слабоумных людей и заставляют их отказаться от любых других истинных путей. По этим причинам, когда Тора предостерегала от этих вопросов, она советовала: “Будь частью веры с Б-гом, Г-сподом твоим”.
По мнению Маймонида, магия и колдовство запрещены потому, что все это “пустота и тщеславие”. Эпизоды с магией в Торе были на самом деле трюками и иллюзиями.
Магия и единство Б-га
Другие мудрецы, в первую очередь Нахманид, имеют иное мнение - магия запрещена именно потому, что она работает:
“Теперь, что касается магии, наш Создатель создал все из ничего; Он поместил силу земли и всего, что в ней находится, в звезды и созвездия, согласно их движению и его направлению (как это продемонстрировано в астрологии) … Однако, одно из Его великих чудес заключалось в том, что Он поместил в высшие слои силу, с которой можно было бы изменить управление низшими слоями … Но Тв-рец жаждет регулярного управления созвездиями, которые Он поместил в них. Это и есть секрет магии и ее силы; раввины говорили о магических практиках, которые “противоречат Высшему Совету”. Иными словами - они разрушают простые силы природы, что в некотором смысле противоречит высшим царствам. Поэтому правильно, что Тора запрещает их, ее цель - оставить мир функционировать в его естественном ритме; именно этого и хочет Тв-рец …”
Согласно Нахманиду, вместе с физическим, природным миром Б-г создал и “духовный” слой, через который можно было бы манипулировать первым. Однако, не все “духовное” обязательно является “божественным” или “святым”, иногда бывает вплоть до наоборот. Б-г создал природу с ее законами, и Его желание заключается в том, чтобы она функционировала в рамках этих самых законов. Поэтому, если кто-то нарушает систему природы, используя эти практики (“духовный слой” в том числе), тот идет против воли Б-га.
Как только вы осознаете, что существует духовная сила, которая влияет на этот мир, и начнете ее использовать, - появится опасность того, что вы задумаетесь о существовании силы независимой от Б-га, через которую можно управлять миром. Это уже будет идолопоклонством.
Уничтожающая магия и колдовство
Эти две противоположных точки зрения могут быть приняты.
Однако в свете многих случаев колдовства и магии, обсуждаемых и в Торе, и в Талмуде, некоторые пытаются объединить мнения Маймонида и Нахманида.
Они объясняют, что, несмотря на его собственные заявления об обратном, сам Маймонид считал, что магия может работать. Почему же тогда он занял такую сильную позицию в утверждении обратного? Чтобы отдалить людей от применения магии, либо потому, что 1) магия берет свое начало из “нечистых” источников, или потому, что 2) магия работает только тогда, когда в нее верят и дают ей место для существования в собственном разуме. Что касается дурного глаза и других подобных вещей, Талмуд утверждает, что если мы в них не поверим и не дадим им места для существования, то они, фактически, вскоре прекратят свое существование. Поэтому отдаление людей от веры в действенность магии само по себе не позволяет ей работать.
Но, независимо от точки зрения касательно магии, все согласны с тем, что это никоим образом не противоречит единству Б-га, а сама магия (если она и существует) - это создание Б-га. Хоть в наши дни иногда и бывает сложно признать истинное единство с Б-гом (и в духовном, и в природном мирах), мы все ждем того дня, когда Его единство будет принято всеми. Как говорится в строках: “И Г-сподь станет королем всего мира; и в тот день будет только один Б-г, и имя Его будет едино”.