Вечный календарь, братья-раввины и великие цадики: история евреев Полесья - Ujew

Вечный календарь, братья-раввины и великие цадики: история евреев Полесья

Вечный календарь, братья-раввины и великие цадики: история евреев Полесья
Количество просмотров 1292 Количество комментариев 0

Мы продолжаем знакомство с еврейской историей Полесья. Сегодня наша цель – древний Овруч и местечки Овручского уезда, в которых когда-то била ключом еврейская жизнь. И первый пункт на пути – поселок городского типа Народичи.

Власть евреев в Народичах

Местечко Народичи впервые упоминается в описи Овручского замка 1545 года. До 18 века оно входило в состав Овручского повета Киевского воеводства Речи Посполитой.

Еврейская община в Народичах существовала с 1683 года, о чем можно узнать из сохранившихся судебных актов того времени. По состоянию на 1765 год в местечке и окружающих селах проживал 241 еврей. Практически все евреи занимались торговлей и ремеслами.

С 1793 года, согласно второго раздела Речи Посполитой, Народичи отошли к Российской Империи и были включены в состав Овручского уезда Волынской губернии. За сотню лет еврейское население Народичей выросло: перепись населения 1897 года зафиксировала здесь 2054 еврея – 44,8% всех жителей местечка.

С 1875 года раввином в Народичах был Элия-Лейб Журавель.

В руках евреев сосредоточилась вся торговая деятельность местечка. Они владели 23 из 24 бакалейных лавок, обеими булочными, винно-гастрономическим и книжным магазинами, единственными галантерейной и кожевенной лавками, всеми 9-ю мануфактурными, всеми тремя мясными, двумя из трех хлебными, единственной обувной лавкой.

Еврей Беркович был владельцем паровой мельницы, водяную мельницу арендовал другой еврей, Эркес. Перец Гимельман был единственным в местечке зубным врачом, а Рейзл Степановская - одной из двух акушерок. Фармацевтикой также заправляли евреи: Арон Герш Скульский был арендатором аптеки, а Мовша Шехтер содержал склад аптекарских товаров.

В Народичах было девять гостиниц-заездов. Все они также содержались евреями.

 

Народичи в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 год.

 

В местечке родились известные раввины – братья Нахум и Мордехай Вайсблаты. Это были два удивительных человека, каждый из которых достоин быть причисленным к легендам еврейского народа.

Мордехай Дов Вайсблат родился в 1875 году. Некоторое время жил и работал в местечке Малин, куда его пригласил старший брат Нахум, бывший там раввином. После женитьбы Мордехай переехал в Олевск, где и был призван в российскую армию.

Служить Вайсблата отправили в город Белосток. После прохождения изнуряющих обучающих курсов солдат стали отпускать на побывку в город. А куда в чужом незнакомом городе мог отправиться еврей? Естественно, в синагогу.

В местном бейт-мидраше Мордехай быстро снискал славу знатока Торы и умелого оратора. Его стали приглашать на чтение проповедей и другие общинные мероприятия. Фигура необычного проповедника в военной форме привлекала большое внимание. Вскоре "раввин-солдат" приобрел значительную популярность у белостоцких евреев, среди которых оказались весьма состоятельные люди, которые смогли выкупить талантливого молодого человека из армии...

Однако, в Белостоке Мордехай не остался. Он вернулся в Олевск, некоторое время был раввином в штетле Елизаровка, а затем получил назначение на аналогичную должность в прославленное чудотворцем Исраэлем Дов Бером местечко Веледники.

В 1924 году рабби Мордехай был вынужден покинуть свой пост из-за конфликта с советскими властями, которые хотели конфисковать из синагоги драгоценные украшения свитков Торы. Против него возбуждается дело, и Волынский губревтрибунал осудил раввина Вайсблата на 5 лет лишения свободы.

Мордехай сумел избежать тюрьмы и переехал в Житомир, где вскоре становится главным раввином города. На этой должности Мордехай Дов Вайсблат пребывал вплоть до самой смерти в 1930 году.

 

Мордехай Дов (слева) и Менахем Нахум (справа) Вайсблаты.

 

Куда более известен старший брат Мордехая, Менахем Нахум Вайсблат. Родился он в 1864 году, некоторое время занимал пост раввина в местечке Малин. За свою жизнь он написал несколько галахических трудов, прослыл большим знатоком Торы, возглавлял киевский Комитет по оказанию помощи голодающим и пострадавшим от погромов. Но наибольшую известность Нахум Вайсблат приобрел как создатель "вечного" еврейского календаря.

Небольшое научное отступление. Календарь у евреев, как известно, лунно-солнечный. В древние времена начало нового месяца определялось просто - по показаниям двух свидетелей. Увидели 2 еврея полную луну, побежали быстренько в суд - бейт дин, и доложили: луна, полная, висит, светит. Если свидетели внушали доверие, судьи постановляли: сегодня - Рош Ходеш, первый день месяца. И отправляли гонцов во все концы страны, чтоб донести эту радостную новость до всех жителей. Но после рассеяния евреев по всему миру с этим возникла сложность. Гонец из Иерусалима в Жмеринку мог принести возвещение о начале нового месяца с опозданием месяцев на 5-6. Поэтому в 4 веке глава еврейского суда рабби Гилель ІІ разработал систему, с помощью которой даты высчитывались на основе математики и астрономических знаний. Здесь тоже все было не просто. Лунный календарь не совпадает с солнечным, по которому определяются времена года, а ведь праздник Песах обязательно должен приходиться на весну. Поэтому к лунному году периодически добавляется дополнительный месяц, чтоб он мог "догнать" солнечный. Таких високосных годов бывает 7 в 19-летнем цикле. Но по факту, несмотря на теоретическую возможность долгосрочного планирования, еврейский календарь составляется только на 1 год вперед, отталкиваясь от текущего года. Это дает возможность точно сопоставлять даты еврейского и обычного, гражданского календаря.

 

Рав Менахем Нахум Вайсблат.

 

Нахум Вайсблат, будучи еще Малинским раввином, взялся за решение этой проблемы. Обладая феноменальными способностями в математике, он сумел к 1890 году составить таблицы, по которым можно было определить любую дату еврейского календаря и сопоставить ее с нееврейским. Образец календаря был направлен в правительственную комиссию в Петербурге, и получил одобрительный отзыв.

Чтобы ввести календарь в обиход, нужна была поддержка влиятельных людей. И Нохум обращается за ней к известному уже писателю Шолом-Алейхему. Их переписка переросла в дружбу, которая продолжалась много лет. А календарь, хоть и не распространился повсеместно, принес значительную известность Нохуму Вайсблату. И когда в 1902 году в Киеве освободилась должность главного духовного раввина, занять вакансию предложили именно ему.

Умер рав Нахум в 1925 году. Его похоронили на Лукьяновском еврейском кладбище, а после его разрушения в 1963 году – перезахоронили на Берковецком. Место нахождения могилы долгое время было неизвестным, и только в 2016 году ее удалось обнаружить.

 

"Вечный календарь" Нахума Вайсблата.

 

Погромы 1919 года не миновали и Народичи. 13 января банды атаманов Струка и Лазенюка разграбили еврейские дома и наложили на еврейское население "контрибуцию" - 20 тысяч рублей. После погромов часть евреев из Народичей эмигрировала в США.

С 1924 года Народичи становятся районным центром Житомирской области, в 1930-х годах -  центром еврейского национального поселкового совета. В 1920-х годах действовала еврейская школа. В 1925 году 102 человека из Народичей основали в Херсонском округе еврейский колхоз "Красный труженик". В 1926 году здесь проживало 2508 евреев, но в 30-х годах многие покинули местечко. К 1939 году еврейское население Народичей составляло всего 1233 человека.

 

Бывшие еврейские дома в Народичах.

 

22 августа 1941 года Народичи заняли части вермахта. 26 августа 208 евреев были объявлены партизанами и расстреляны, у дороги Кацовщина-Народичи, после чего было убито еще 60 евреев. В ноябре 1941 года на кладбище были расстреляны оставшиеся 370 евреев. Вспоминает чудом избежавший смерти Семен Фридман:

«Жили все уцелевшие после первого расстрела евреи в отдельном еврейском квартале около полиции. Взрослые каждую неделю ходили в полицию отмечаться. Заставляли их работать в самых грязных местах - чистили они туалеты, вели уборку. При малейшем возражении их избивали. Врач больницы Снитко запретил лечить евреев. Никакой медицинской помощи нам не оказывалось. Работающим давали 500 грамм хлеба, а мы, дети, ходили по деревням и просили подаяния, питались этим сами и в семью приносили. Очень страдали от голода младенцы и маленькие дети, почти каждый день кто-нибудь умирал.

16 ноября 1941 года нашу улицу окружили полицаи, выгнали нас из домов, согнали в полицейское управление, переписали и разместили по камерам, детей отдельно, взрослых отдельно. Всю эту операцию производили исключительно полицаи, немцев я не видел ни одного.»

 

Памятники на братских могилах.

 

После войны евреи вернулись в Народичи из армии и эвакуации. Еврейская жизнь некоторое время продолжалась, в частных домах собирался миньян. После Чернобыльской катастрофы многие жители покинули поселок, в т.ч. и евреи.

Сегодня евреи в Народичах не проживают. Но здесь сохранился абсолютно уникальный для Украины памятник еврейской культуры - кладбище со множеством деревянных мацев, в основном послевоенных. Последний раввин Народичей Шульман Мотл похоронен в Овруче.

Деревянные мацевы на еврейском кладбище в Народичах.

 

Возрожденная община Овруча

Древний древлянский город Вручий (современный Овруч) впервые упоминается в «Повести временных лет»: в 977 году под его стенами состоялась битва между сыновьями князя Святослава - Олегом и Ярополком. Цена вопроса была высока - Киевский престол. Во время сражения князь Олег упал в оборонительный ров и был задавлен в толпе. Летопись рассказывает, что Ярополк печалился, но, видимо, недолго. Впрочем, он тоже плохо кончил. Был еще третий брат, Владимир - тот самый, который Красное Солнышко и креститель Руси. Во время очередного сражения Владимир приказал убить Ярополка, который пришел к нему на переговоры.

В XII-XIII веках Овруч был одним из важнейших центров Киевской Руси. В 1362 году город вошел в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года, согласно Люблинской унии, - в состав Речи Посполитой. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к Российской империи, где стал уездным центром. С 1641 года Овруч пользуется магдебургским правом.

Впервые о евреях в Овруче упоминают документы 1629 года. Уже тогда в городе была деревянная синагога. Но в 1649 году Овруч стал центром сотни Киевского полка, на который распространялась власть гетьмана Богдана Хмельницкого. Вероятно, еврейская община прекратила существование в это время.

Вновь евреи стали селиться в Овруче приблизительно в середине 18 века. В 1765 году здесь уже проживало 607 евреев. Самостоятельного кагала в городе не было, община была "подкагаликом" Чернобыльской и пребывала под сильным влиянием чернобыльских цадиков Тверских. Соответственно, практически все овручские евреи были хасидами. С 1785 года раввином Овруча был Авраам Дов Бер.

 

Бывший особняк с декоративным элементом.

 

В середине 19 века годов Овруч становится центром другого хасидского течения - ХаБаДа. Здесь поселился сын третьего Любавичского Ребе Цемах-Цедека рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, основавший в городе хасидский двор. После него династию продолжил сын, Нохум Дов Бер. В 1857 году в Овруче проживало 2220 евреев. Действовали 4 синагоги, хедеры, богадельня.

В 1883 году в Овручском уезде проживало около 20 750 евреев, которые практически полностью монополизировали мелкую торговлю и ремесленную деятельность. Кроме того, в окружающих Овруч деревнях 42 еврея занимались сельским хозяйством, несмотря на то, что проживание евреев в сельской местности было запрещено.

По переписи 1897 года евреи составляли 47% жителей Овруча — 3445 человек.

 

Памятный знак на месте старого еврейского кладбища. Написано, что на здесь похоронен рав Йосеф Ицхак, сын рабби Менахема Мендела из Любавичей, автора труда «Цемах Цедек».

 

В 1910 году в Овруче было 7 синагог, талмуд-тора, еврейское частное мужское училище, богадельня. С 1907 года раввином Овруча был Ш.Кипнис, с 1911 – Шломо Рисин. Действовало отделение сионистской партии Поалей Цион, а также Бунда.

В 1913 году евреям принадлежали 2 из 3 складов аптечных товаров, 1 из 4 библиотек, 11 из 12 гостиниц, мельница, обе типографии, оба трактира, обе фотостудии, все 3 лесных склада, часовая мастерская. Евреем был земский врач и все 3 зубных врача, 2 из 4 частных поверенных. Евреи были владельцами практически всех лавок и магазинов: все 55 бакалейных, все 25 мануфактурных, все 25 мучных, все 3 винно-гастрономические, все 4 галантерейные, все 6 скобяных, 2 из 3 книжных, обе известе-цементные, обе кожевенные, лако-красочная, все 6 мясных, все 3 обувные, обе писче-бумажные, все 9 одежных, все 3 посудные, все 3 рыбные, единственные стекольная, фруктовая и шляпная. Вне еврейской сферы деятельности оказались только торговля свиным салом и колбасой.

 

Домик овручской еврейской общины.

 

В 1918 году в Овруче произошел интересный эпизод. Крестьяне Покалевской волости Овручского уезда объявили власть гетмана низложенной и провозгласили создание Овручской республики. Гетманские солдаты предпочли спастись бегством. Комиссаром города был назначен бывший политзаключенный крестьянин Дмитрюк, а его заместителем - еврей Фридман.

Восставшие обратились к еврейской общине с предложением организовать еврейский боевой отряд численностью 150 человек. Однако, евреи от авантюры отказались.

Вскоре после окончательного падения Гетьманата большинство овручского населения заявило о поддержке красных, часть призывала примкнуть к Директории. "Правительство" Овручской республики попыталось вразумить земляков, но вышло только хуже: Дмитрюка убили, а Фридман успел спастись бегством...

За 3 года власть в городе менялась 15 раз. Практически каждая такая смена сопровождалась еврейскими погромами. Попытка организации самообороны успехом не увенчалась.

Самый кровавый погром устроила банда атамана Козыря-Зирки. Он продолжался 17 дней, в ходе погрома было убито около 80 евреев, уничтожены все еврейские дома.

 

Старинный дом на улице, которая когда-то называлась Староеврейской.

 

В 1920 году установилась советская власть. Вся общинная жизнь евреев полностью была разрушена. По состоянию на 1926 год в Овруче проживало 3400 евреев. В 1925 году еще существовали отделения сионистских организаций "ге-Халуц" и "га-Шомер", но к началу 1930-х их деятельность прекратилась. В 1920-х - 1930-х годах в Овруче работала школа с преподаванием на идише. Возле города был создан еврейский колхоз.

 

Могила раввина из Народичей на овручском кладбище.

 

В 1939 году в Овруче проживало 3862 еврея - 33% всего населения. Еще 433 еврея проживали в районе.

 22 августа 1941 г. Овруч заняли немецкие войска. Еще до вступления в город немцев местные жители устроили еврейский погром. 7 сентября 1941 года было расстреляно 18 евреев, 14 сентября – еще 12. Остальные евреи Овруча были заключены в гетто. Всего во время оккупации в Овруче было убито 516 евреев (по другим данным 407).

В районе Овруча действовал партизанский отряд Моше Гильденмана, входивший в качестве отдельной единицы в соединение генерала Сабурова.

После освобождения города сюда вернулось некоторое число евреев. В конце 1960-х годов численность еврейского населения Овруча составляла около 2000 человек.

В 1990-х большинство евреев Овруча уехали в Израиль и другие страны. Сегодня (2017) здесь существует небольшая еврейская община.

 

Место массового расстрела евреев Овруча.

Вторая братская могила находится прямо на территории частного двора.

 

Забытый штетл Норинска

Из Овруча дорога ведет в местечко под названием Норинск. Сегодня оно всеми забыто, и никаких еврейских достопримечательностей здесь нет. Но именно в провинциальном Норинске родился человек, могила которого могла бы притягивать куда большее количество паломников, чем Веледники, а возможно, перевесила бы и Умань. Если бы не находилась в пугающем месте – городе Чернобыль. Как вы уже догадались, речь идет об основателе знаменитой Чернобыльской хасидской династии – рабби Менахеме Нахуме, ученике и последователе Бааль Шем Това.

Чернобыльский двор стал самым успешным и одним из самых многочисленных хасидских дворов на территории Российской империи. Когда евреям было предписано в обязательном порядке иметь фамилию, сын Менахема Нахума, рабби Мордехай, стал Тверским. С тех пор представители семьи Тверских были раввинами в десятках местечек и основали несколько дочерних хасидских династий – в Макарове, Махновке, Ротмистровке, Сквире, Тальном, Турийске. Сама Чернобыльская династия имеет сегодня 3 ветви: в США (Нью-Йорк) и Израиле (Ашдод, Бней-Брак).

 

Остатки еврейского кладбища в Норинске.

 

Еще одно село перед Веледниками интересно своим названием Шоломки, ведь еврейские топонимы на современной карте Украины встречаются совсем уже нечасто. По рассказам местных жителей, здесь стояла корчма, хозяином которой был еврей по имени Шолом.

Указатель на въезде в село.

 

Паломнический путь в Веледники

Дальше мы направляемся в место, пользующееся огромной популярностью у еврейских паломников. По их количеству в Украине село Новые Веледники уступает, пожалуй, только Умани и Меджибожу.

Веледники известны с 1545 года. В 16–18 веках – в составе Волынского воеводства Речи Посполитой. С 1793 года – в составе Российской империи, местечко Норинской волости Овручского уезда Волынской губернии.

Евреи жили в Веледниках с 17 века. По переписи 1765 года 152 еврея проживали в самом местечке, а всего в общине числилось 237 человек.

Владельцы местечка Потоцкие в 1757 году специальной привилегией разрешили еврейским портным организовать цех, в который должны были платить взносы все, кто хотел заниматься портняжным делом или торговлей готовыми изделиями. Такса составляла 6 грошей, ее должны были платить не только портные, но и меховщики, а также, почему-то, ювелиры. Если мастера этих специальностей из других мест желали поселиться в Веледниках, они обязаны были получить разрешение цеха.

Интересно, что внутренние споры разбирал сам цех, а не раввинский суд, и обжаловать решение цеха можно было только в замковом (общем) суде. В довершение всего этого еврейского сепаратизма цех мог иметь при синагоге свое помещение для молитв, а правление общины не имело права запретить цеховикам молиться отдельно.

В 1783 году действие этой привилегии было расширено на всех еврейских ремесленников, которые проживали в местечке.

 

Надпись: центр сбора гостей Веледников. Выглядит центр несколько подозрительно.

 

В 1774 году евреям в Веледниках принадлежали 29 домов. В 1784 году в кагале числилось 300 евреев, 150 из них проживали в самом местечке.

В начале 19 века Веледники приобретают известность как один из значительных центров хасидизма. Раввином в местечке становится Исраэль Дов Бер, ученик чернобыльского цадика Мордехая Тверского.

Рабби Исраэль Дов Бер является автором важного хасидского труда, книги "Шеэрит Исраэль" (Остаток Израиля). Но широкую известность среди простого населения он получил как цадик и чудотворец. На прием к Виледнекеру съезжались люди со всех концов Российской империи. И сегодня его могила - место паломничества огромного количества евреев, которые прибывают со всего мира. По традиции, на мацеву чудотворца на непродолжительное время кладут монеты, которые, таким образом, становятся оберегом - "шмирой". Еще одна традиция - "подзаряжать" энергией цадика какие-либо съедобные продукты, а потом привозить их больным родственникам или знакомым.

 

Огель рабби Исроэля Дов Бера. Для женщин и мужчин предусмотрены разные подходы.

Внутри всегда многолюдно.

Электронный прием цдаки

 

В 1847 году в Веледниках проживал 621 еврей, в 1897 году – 569 человек (половина всего населения). Действовали 2 синагоги. Основные занятия еврейского населения – ремесла и торговля. В 1913 году евреям принадлежали все 16 бакалейных лавок, обе мануфактурные, единственная мясная. Басшева Майзенберг содержала склад аптечных товаров.

В декабре 1917 года в Веледниках произошел погром. В 1924 году в местечке проживали 427 евреев (24,3% всего населения). В этом году вынужден был оставить свой пост раввин Мордехай Вайсблат, о котором мы уже говорили.

 

Сохранившиеся на кладбище мацевы.

 

Летом 1941 года Веледники заняла немецкая армия. Осенью несколько десятков местных евреев были расстреляны в поле за селом.

220 евреев из Веледников и других местечек работали на лесопилке. К 1943 году в живых осталось всего 40 человек. Они были освобождены в результате успешной операции еврейского партизанского отряда Моше Гильденмана.

 

Могила семьи, погибшей от рук нацистов в 1941 году.

 

В написании статьи использовались:

Российская Еврейская Энциклопедия;

Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.

Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;

Открытие памятника в Народичах. ВЕК;

Еврейские погромы в Овруче;

Вениамин Спивак. О братьях-раввинах Вайсблатах и «Вечном календаре»;

Артур Рудзицкий. О главном раввине замолвите слово;

Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

Леонид Коган. «Холокост на Житомирщине».

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.