Обязанность дать еврейское имя новорожденному лежит на его родителях. Относительно того, кто из родителей должен дать имя ребенку, в разных общинах существуют разные обычаи. Согласно одному из них, отец дает имя первенцу, мать - второму ребенку, и так поочередно. Существует другой обычай, согласно которому первому ребенку дает имя мать. В некоторых общинах поступают иначе: отец дает имя сыновьям, а мать - дочерям.
Мальчику имя дается на 8-й день жизни во время церемонии обрезания, когда, подобно праотцу Аврааму, он вступает в союз с Вс-шним. Девочке дают имя в ближайший после рождения день, когда в синагоге читают свиток Торы (понедельник, четверг или субботу). По окончании чтения произносится молитва Мишеберах за здоровье роженицы и ребенка, во время которой отец называет выбранное имя.
Если ребенку не было дано еврейское имя вовремя, сделать это можно в любой момент. Еврей, достигший возраста совершеннолетия – 12 лет для девочки и 13 для мальчика – может взять себе имя сам. Законы и обычаи здесь те же.
Имя человека отражает его сущность, определяет его наклонности и черты характера. Об одном из мудрецов древности, рабби Меире, Талмуд рассказывает, что он умел делать верные выводы о человеке, исходя из нареченного ему имени. Поэтому очень важно выбрать ребенку имя, соответствующее индивидуальным особенностям его души. Наши мудрецы учат, что Вс-шний посылает родителям, выбирающим имя для своего ребенка, пророческое наитие, чтобы они не ошиблись и сделали правильный выбор.
Существует древний обычай называть детей именами покойных родственников - отца, матери, бабушки и т.д. Это основывается на предписании Торы, которое гласит о том, что имена умерших не должны стираться из памяти народа Израиля.
Среди ашкеназских евреев не принято давать ребенку имя в честь человека, который жив. А у сефардов, наоборот, назвать ребенка в честь живого и здравствующего родственника означает выражение особого почета и пожелание этому человеку процветания и долголетия.
Широко распространен обычай давать детям имена праотцов еврейского народа, цадиков, известных раввинов. Считается, что заслуги и праведность великого человека помогают тому, кто носит его имя, идти по верному жизненному пути.
Часто отец дает сыну имя своего рава - человека, у которого учился Торе.
Не принято давать мужское имя женщине, и наоборот.
Запрещено называть детей именами злодеев. Пожалуй, только в "просвещенном" XX веке борцы против традиции не стеснялись давать детям такие имена, как, к примеру, Нимрод. Так звали кпомянутого в Танахе царя, который хотел сжечь живьем праотца Авраама.
В последние столетия распространился не существовавший в древности обычай давать ребенку двойное имя. Есть целый ряд устоявшихся "пар": Иеуда-Лейб, Моше-Хаим, Цви-Гирш, Менахем-Мендл и т.д. Часто одно из имен в "паре" ивритское, а второе - идишское. Они связаны либо по смыслу (например, Цви-Гирш: цви - "олень" на иврите, гирш - на идише. Или Арье-Лейб: арье - "лев" на иврите, лейб - на идиш), либо по звуковой схожести (например, Эфраим-Фишл, Менахем-Мендл). При этом не следует ребенку давать двойное имя, состоящее из имен людей, враждовавших при жизни, даже если оба были праведниками.