Выбор имени ребенка очень важен. Вс-шний вывел евреев из Египта, в том числе потому, что в тяжелом рабстве они, потеряв многие свои духовные ценности, все-таки сохранили еврейские имена.
Первый человек, Адам, как рассказывает Мидраш (Берешит Рабба 17:4), дал имена всем живым существам, которые передавали их суть и предназначение. Это же касается человеческих имен.
Человек и его имя неразрывно связаны. Один из мудрецов древности, рабби Меире, по имени человека мог определить его качества и сделать правильные выводы.
Родители по наитию выбирают имя, отражающее особенности души и сильные стороны своего ребенка. Выбирают то, которое им нравится.
У евреев есть много правил и традиций, которые помогают подобрать имя ребенку. Мальчик получает еврейское имя поле обрезания, девочка – в ближайший после рождения день, когда в синагоге читают свиток Торы. Вне Израиля, где родители не могли или не хотели давать ребенку еврейское имя, он сам может выбрать себе имя, достигнув возраста бар- и бат-мицвы (мальчики – 13 лет, девочки – 12). Иногда такое имя становится вторым, которым ребенка называют дома или только в общине.
Зачем дают второе имя?
В древности в разных культурах двойные имена давали, заботясь о благе ребенка. Первое имя, обычно в честь известного предка или человека, было официальным. Но оно не всегда было удобно в обиходе. Второе имя, более личное, которое знали только отец и мать, обычно было тайным. И, как всякая тайна, имело большую силу. Его нельзя было называть всем подряд, но только самым близким и важным людям.
В иудаизме обычай давать детям двойные имена широко распространился только последние несколько столетий, особенно в религиозных семьях. Ашкеназы второе имя дают ребенку в честь умершего родственника, сефарды - в честь живого.
Если новорожденный ребенок слаб, ему дают второе имя: мальчикам – Хаим, девочкам – Хая, что в переводе значит «живой/живая». Это как послание или просьба ангелу укрепить здоровье ребенка.
Также второе имя могут давать в честь праведника, чтобы его имя защищало ребенка.
Если первое имя давалось подходящим и привычным в стране проживания, второе могло быть очень еврейским по звучанию и по духу.
Уже есть устоявшиеся пары имен Иеуда-Лейб, Моше-Хаим, Цви-Гирш, Менахем-Мендл и другие. В паре одно имя может быть на иврите, второе – на идише. Они могут быть связаны по смыслу: Арье-Лейб – арье «лев» на иврите, лейб – на идише; Цви-Гирш – цви – «олень» на иврите, гирш – на идише. Имена также могут быть созвучны: Эфраим-Фишл, Менахем-Мендл.
Второе, тайное имя, связывает ребенка с домом и семьей. Есть места силы, которые имеют особое значение и являются опорой в сложные времена. Тайное имя – такая же опора для человека, символизирует дом, любовь и поддержку родителей.
Первое имя может быть очень официальным, «паспортным», во втором – можно проявить всю нежность и любовь к ребенку. В первом имени – сила и защита внешняя, второе – больше о связи с внутренним миром. В нем человек может быть открытым и ранимым.
Второе, неофициальное имя может появиться позже первого, когда родителям захочется называть своего ребенка особенным образом. И это будет подарком ребенку, знаком его особенного места в семье.